МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Теории и методики начального и дошкольного образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Методика обучения литературному чтению в начальной школе
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
к.филол.н, доцент, Грахова Светлана Ивановна
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины: сформировать у обучающихся знания, умения и навыки в области методики начального литературного образования, научить их выбору эффективных форм и методов преподавания литературного чтения, поиску новых технологий (в т.ч. цифровых), связанных с организацией урока литературного чтения, анализом художественных произведений различных жанров, этапами изучения литературного произведения в начальной школе.
Задачи освоения дисциплины:
сформировать у обучающихся систему знаний о методах и приемах формирования компетентного читателя и типа правильной читательской деятельности у младших школьников;
обучить современным технологиям (в том числе информационным и «сквозным» технологиям) формирования читательской деятельности младших школьников;
подготовить обучающихся к квалифицированному обучению и развитию младших школьников в процессе преподавания литературного чтения;
научить осуществлять контроль и оценку формирования результатов литературного образования обучающихся младших классов, выявлять и корректировать трудности в обучении чтению и первичному литературоведческому анализу фольклорных и авторских произведений (в том числе с применением информационных и «сквозных» технологий);
научить разрабатывать компоненты основных и дополнительных образовательных программ (в том числе с применением ИКТ).
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
Производственная педагогическая вожатская практика
Теория и технологии литературного развития детей
Теория и технологии развития речи детей
Теория и технологии физического развития детей
Учебная технологическая практика (сопровождение обучающихся с ОВЗ)
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
Учебная технологическая практика
Безопасность жизнедеятельности
Методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир"
Основы естествознания и обществознания в начальной школе
Психология воспитательных практик
Теория и технологии математического развития детей
Учебная практика по естествознанию
Учебная технологическая практика
Теория и технологии экологического образования детей
Учебная практика по теории и технологиям дошкольного образования
Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья
Методика и технологии дошкольного образования
Методика и технологии обучения в начальной школе
Технологии цифрового образования
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
Физическая культура и спорт
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Основы профессионально-педагогического общения
Производственная педагогическая практика
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
Работа с одаренными детьми
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
Дифференцированное обучение на уроках математики в начальных классах
Методика преподавания технологии и изобразительной деятельности в начальной школе с практикумом
Методика театрально-игровой деятельности детей в ДОО
Теория и методика начального образования в предметной области "Музыка"
Теория и технологии музыкального развития детей
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
Организация интегрированной основной образовательной деятельности в ДОО
Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОО
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ОПК-2.1: Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
ОПК-2.3: Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.1: Осуществляет отбор психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применяет их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы занятий, применять методы, приемы и технологии образования, в том числе информационные
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
психолого-педагогические, литературоведческие и методические основы обучения литературному чтению в начальной школе;
основы теории учебной деятельности (в том числе с применением информационных и «сквозных» технологий), направленной на усвоение литературоведческих понятий, овладение универсальными учебными действиями и личностное развитие учащихся;
технологии (в т.ч. цифровые) реализации деятельностного подхода к обучению литературному чтению в начальной школе;
основы реализации образовательной программы по учебному предмету "Литературное чтение" в соответствии с ФГОС;
требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету "Литературное чтение" в соответствии с ФГОС;
основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету "Литературное чтение" в соответствии с ФГОС (в т.ч. с применением информационных и «сквозных» технологий);
диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся (в т.ч. разработанные в цифровом формате).
планировать, разрабатывать и проводить уроки литературного чтения с учетом специфики данного УМК и требований нового ФГОС НОО, построенные с применением цифровых форматов на деятельностной основе, сориентированные на формирование у детей активной познавательной позиции и приобретение ими первичных литературоведческих знаний и умений;
организовывать процесс обучения литературному чтению (систему уроков и внеурочную деятельность) в начальной школе, направленный на достижение учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов;
реализовывать образовательную программу по "Литературное чтение" в соответствии с требованиями ФГОС;
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету "Литературное чтение" в соответствии с ФГОС (в т.ч. с применением информационных и «сквозных» технологий);
применять различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся в рамках учебного предмета "Литературное чтение" (в т.ч. разработанные в цифровом формате);
формулировать выявленные трудности в обучении и корректировать пути достижения образовательных результатов (в т.ч. с помощью цифровых диагностических упражнений и тренажеров) в рамках учебного предмета "Литературное чтение".
навыками организации образовательного процесса на уроках литературного чтения и во внеурочной работе, направленного на формирование читательской компетентности, универсальных учебных действий, речевое и личностное развитие учащихся;
навыками разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету "Литературное чтение" в соответствии с ФГОС (в т.ч. с применением информационных и «сквозных» технологий) с учетом специфики образовательного учреждения;
навыками формулировки образовательных результатов обучающихся в рамках учебного предмета "Литературное чтение";
навыками отбора, методикой и технологиями (в т.ч. цифровыми) диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся в рамках учебного предмета "Литературное чтение";
методикой и технологиями выявления трудностей в обучении и корректировки пути достижения образовательных результатов (в т.ч. с помощью цифровых диагностических упражнений и тренажеров) в рамках учебного предмета "Литературное чтение".
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx