2022-2023_b44_03_05 ДО и НО 211_plx_Методика обучения литературному чтению в начальной школе_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Методика обучения литературному чтению в начальной школе
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
 
Программу составил(и):
Форма обучения
очная
к.филол.н, доцент, Грахова Светлана Ивановна
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
8 (4.2)
Итого
Недель
12
14 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
14
14
26
26
Практические
24
24
28
28
52
52
Итого ауд.
36
36
42
42
78
78
Кoнтактная рабoта
36
36
42
42
78
78
Сам. работа
72
72
30
30
102
102
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
стр. 2
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать у обучающихся знания, умения и навыки в области методики начального литературного образования, научить их выбору эффективных форм и методов преподавания литературного чтения, поиску новых технологий (в т.ч. цифровых), связанных с организацией урока литературного чтения, анализом художественных произведений различных жанров, этапами изучения литературного произведения в начальной школе.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать у обучающихся систему знаний о методах и приемах формирования компетентного читателя и типа правильной читательской деятельности у младших школьников;
1.4
обучить современным технологиям (в том числе информационным и «сквозным» технологиям) формирования читательской деятельности младших школьников;
1.5
подготовить обучающихся к квалифицированному обучению и развитию младших школьников в процессе преподавания литературного чтения;
1.6
научить осуществлять контроль и оценку формирования результатов литературного образования обучающихся младших классов, выявлять и корректировать трудности в обучении чтению и первичному литературоведческому анализу фольклорных и авторских произведений (в том числе с применением информационных и «сквозных» технологий);
1.7
научить разрабатывать компоненты основных и дополнительных образовательных программ (в том числе с применением ИКТ).
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Ациклические виды спорта
2.1.2
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.3
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
2.1.4
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.5
Теория и технологии литературного развития детей
2.1.6
Теория и технологии развития речи детей
2.1.7
Теория и технологии физического развития детей
2.1.8
Учебная технологическая практика (сопровождение обучающихся с ОВЗ)
2.1.9
Педагогика
2.1.10
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.11
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.12
Учебная технологическая практика
2.1.13
Безопасность жизнедеятельности
2.1.14
Методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир"
2.1.15
Основы естествознания и обществознания в начальной школе
2.1.16
Психология
2.1.17
Психология воспитательных практик
2.1.18
Теория и технологии  математического развития детей
2.1.19
Учебная практика  по естествознанию
2.1.20
Учебная технологическая практика
2.1.21
Теория и технологии экологического образования детей
2.1.22
Учебная практика по теории и технологиям дошкольного образования
2.1.23
Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья
2.1.24
Методика и технологии дошкольного образования
2.1.25
Методика и технологии обучения в начальной школе
2.1.26
Технологии цифрового образования
2.1.27
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
2.1.28
Физическая культура и спорт
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы профессионально-педагогического общения
2.2.2
Производственная педагогическая практика
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
2.2.3
Работа с одаренными детьми
2.2.4
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.5
Дифференцированное обучение на уроках математики в начальных классах
2.2.6
Методика преподавания технологии и изобразительной деятельности в начальной школе с практикумом
2.2.7
Методика театрально-игровой деятельности детей в ДОО
2.2.8
Теория и методика начального образования в предметной области "Музыка"
2.2.9
Теория и технологии музыкального развития детей
2.2.10
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.11
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.12
Организация интегрированной основной образовательной деятельности в ДОО
2.2.13
Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОО
2.2.14
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
 
ОПК-2.3: Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Осуществляет отбор психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применяет их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы занятий, применять методы, приемы и технологии образования, в том числе информационные
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
психолого-педагогические, литературоведческие и методические основы обучения литературному чтению в начальной школе;
3.1.2
основы теории учебной деятельности (в том числе с применением информационных и «сквозных» технологий), направленной на усвоение литературоведческих понятий, овладение универсальными учебными действиями и личностное развитие учащихся;
3.1.3
технологии (в т.ч. цифровые) реализации деятельностного подхода к обучению литературному чтению в начальной школе;
3.1.4
основы реализации образовательной программы по учебному предмету "Литературное чтение" в соответствии с ФГОС;
3.1.5
требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету "Литературное чтение" в соответствии с ФГОС;
3.1.6
основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету "Литературное чтение" в соответствии с ФГОС (в т.ч. с применением информационных и «сквозных» технологий);
3.1.7
диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся (в т.ч. разработанные в цифровом формате).
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
планировать, разрабатывать и проводить уроки литературного чтения с учетом специфики данного УМК и требований нового ФГОС НОО, построенные с применением цифровых форматов на деятельностной основе, сориентированные на формирование у детей активной познавательной позиции и приобретение ими первичных литературоведческих знаний и умений;
3.2.2
организовывать процесс обучения литературному чтению (систему уроков и внеурочную деятельность) в начальной школе, направленный на достижение учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов;
3.2.3
реализовывать образовательную программу по "Литературное чтение" в соответствии с требованиями ФГОС;
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
3.2.4
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету "Литературное чтение" в соответствии с ФГОС (в т.ч. с применением информационных и «сквозных» технологий);
3.2.5
применять различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся в рамках учебного предмета "Литературное чтение" (в т.ч. разработанные в цифровом формате);
3.2.6
формулировать выявленные трудности в обучении и корректировать пути достижения образовательных результатов (в т.ч. с помощью цифровых диагностических упражнений и тренажеров) в рамках учебного предмета "Литературное чтение". 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками организации образовательного процесса на уроках литературного чтения и во внеурочной работе, направленного на формирование читательской компетентности, универсальных учебных действий, речевое и личностное развитие учащихся;
3.3.2
навыками разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету "Литературное чтение" в соответствии с ФГОС (в т.ч. с применением информационных и «сквозных» технологий) с учетом специфики образовательного учреждения;
3.3.3
навыками формулировки образовательных результатов обучающихся в рамках учебного предмета "Литературное чтение";
3.3.4
навыками отбора, методикой и технологиями (в т.ч. цифровыми) диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся в рамках учебного предмета "Литературное чтение";
3.3.5
методикой и технологиями выявления трудностей в обучении и корректировки пути достижения образовательных результатов (в т.ч. с помощью цифровых диагностических упражнений и тренажеров) в рамках учебного предмета "Литературное чтение".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx