МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Основы дефектологии (с практикумом)
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
канд.филол.наук, доцент, Ганиева Альбина Мавлетовна
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины - формирование у обучающихся-бакалавров необходимых компетенции в области дефектологии для осуществления профессиональной деятельности
Задачи освоения дисциплины: сформировать знания о теоретических, нормативно-правовых основах коррекционного подхода в дефектологии
выявить личностные, социально – психологические, психолого – педагогические факторы по диагностике, обучению, воспитанию и коррекции нарушений развития обучающихся
определить особенности коррекционно-реабилитационной практики, осуществляемой специальными учреждениями
познакомить обучающихся с формами и видами психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями, инновационными тенденциями в специальном образовании
развить умения использовать комплекс специальных методик и технологий для решения профессиональных задач по организации обучения детей с особыми образовательными потребностями
Изучить характер и структуры дефекта и психофизических особенностей развития различных категории детей с особыми образовательными потребностями
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Анатомия и возрастная физиология
Безопасность жизнедеятельности
Информационные и коммуникационные технологии
Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований
Технологии здоровьесбережения в образовании
Учебная ознакомительная практика
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья
Курсовая работа по модулю "Организация профессиональной деятельности по профилю подготовки"
Методика дополнительного образования в дошкольном образовании
Методическая работа в дошкольной образовательной организации
Организация дошкольного образования
Основы педиатрии и гигиены
Производственная педагогическая практика
Психолого-педагогическая диагностика
Современные педагогические технологии дошкольного образования
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
Организация разных видов деятельности детей в дошкольном образовании
Производственная педагогическая практика
Производственная практика научно-исследовательская работа
Развивающая предметная среда в ДОО
Технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Производственная практика научно-исследовательская работа
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.2: Соотносит виды адресной помощи с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-7.3: Демонстрирует умения взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития обучающихся с особыми образовательными потребностями;
формы выявления потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся с особыми образовательными потребностями,, выявление и развитие их интересов;
использовать технологии психодиагностической и психокоррекционной работы с детьми и подростками с особыми образовательными потребностями, руководствоваться методами профилактики нарушений различного генеза.
навыками применения психодиагностических методик для определения особенностей интеллектуального и личностного развития ребенка;
основами психологических знаний по вопросам воспитания и развития детей и подростков с ОВЗ
методами и методиками диагностики развития детей разных возрастных ступеней - навыками самостоятельного анализа нового и дополнительного материала по изучаемой тематике.