МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Возрастная психология и педагогическая психология
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
к.псх.н., Доцент, Хуснутдинова Р.Р.
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: ab44.03.05 ДОиНО 811 гр..plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины - формирование у обучающихся представлений об общих закономерностях и механизмах развития психики на разных этапах онтогенеза, изменениях, происходящих в структуре личности, мотивационно-потребностной и когнитивной сферах, в деятельности и общении; об индивидуальных особенностях и возрастных закономерностях; о взаимосвязи и взаимовлиянии биологического, социального и психического.
Задачи освоения дисциплины:
- освоение общетеоретических понятий психологии развития, обучения и воспитания;
- формирование представлений о современных научных взглядах на психическое развитие ребенка и классических теориях психического развития;
- понимание студентами специфики различных этапов детского возраста и их места в общем развитии личности человека;
- формирование умений строить обучение и воспитание в связи с требованиями стадий психического развития ребенка;
- совершенствование умений и навыков педагогического мастерства, стимулирование к самовоспитанию и саморазвитию.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Педагогика раннего возраста
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
Теория и технологии физического развития детей
Теория начального математического образования
Элементы геометрии в начальном курсе математики
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
Теория начального языкового образования
Основы общей педагогики, введение в педагогическую деятельность
Практикум по дошкольной педагогике
Геометрические фигуры на плоскости
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
Методы психолого-педагогического исследования
Основы экологической культуры
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Психолого-педагогический практикум
Теория и технологии математического развития детей
Теория и технологии экологического развития детей
Теория начального литературного образования
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
Формирование УУД у младших школьников
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
Организация культурно-просветительской деятельности
Основы логопедической работы в ДОО
Речевое развитие детей дошкольного возраста
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
Технологии начального литературного образования
УП: ab44.03.05 ДОиНО 811 гр..plx
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
Организация дошкольного образования
Организация семейных праздников и досуга детей
Производственная педагогическая практика
Производственная педагогическая практика в ДОО
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
Вариативные учебники по русскому языку
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
Литературное развитие детей
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
Психология семьи и семейного воспитания
Теория и технологии музыкального развития детей
Теория и технологии образования в предметной области "музыка"
Графическая деятельность младших школьников
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Развивающая предметная среда в ДОО
Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
Технологии взаимодействия ДОО и семьи
Производственная преддипломная практика
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Теория и технологии математического развития детей
Теория и технологии экологического развития детей
Теория начального литературного образования
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
Основы логопедической работы в ДОО
Речевое развитие детей дошкольного возраста
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
Технологии начального литературного образования
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
Организация дошкольного образования
Производственная педагогическая практика
Производственная педагогическая практика в ДОО
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
Формирование УУД у младших школьников
Вариативные учебники по русскому языку
Литературное развитие детей
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
Теория и технологии музыкального развития детей
Теория и технологии образования в предметной области "музыка"
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
Производственная преддипломная практика
УП: ab44.03.05 ДОиНО 811 гр..plx
Развивающая предметная среда в ДОО
Технологии взаимодействия ДОО и семьи
Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
Графическая деятельность младших школьников
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
Психология семьи и семейного воспитания
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
Организация семейных праздников и досуга детей
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОК-1: способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения
основные категории и понятия возрастной и педагогической психологии в аспекте формирования научного
мировоззрения.
критически работать с литературой; использовать понятийный аппаратвозрастной и педагогической психологии для формирования научного мировоззрения;
методами научного анализа теоретических источников по возрастной и педагогической психологии в аспекте формирования научного мировоззрения.
ОПК-2: способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
описывать социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
ОПК-3: готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса
основы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения учебно-воспитательного процесса
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами возрастной и педагогической психологии
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и
УП: ab44.03.05 ДОиНО 811 гр..plx
предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами возрастной и педагогической психологииемого учебного предмета.
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами возрастной и педагогической психологии
• закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
• критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
• критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
• основы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
• оценивать закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
• оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам
• проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;
• анализировать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
• осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах.
• навыками выделения критериев для оценки закономерностей социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития;
• навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик и параметров образовательной среды;
• технологиями научно-исследовательской работы в области образования и по профилю подготовки; навыками сбора и обработки научных данных; навыками использования современных научных достижений в учебно-воспитательном процессе с различными категориями обучающихся;