2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Возрастная психология и педагогическая психология_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Возрастная психология и педагогическая психология
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
Форма обучения
очная
Программу составил(и):
к.псх.н., Доцент, Хуснутдинова Р.Р.
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
36
36
36
36
Практические
36
36
36
36
Итого ауд.
72
72
72
72
Кoнтактная рабoта
72
72
72
72
Сам. работа
36
36
36
36
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
стр. 2
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формирование у обучающихся представлений об общих закономерностях и механизмах развития психики на разных этапах онтогенеза, изменениях, происходящих в  структуре личности, мотивационно-потребностной и когнитивной сферах, в деятельности и общении; об индивидуальных особенностях и возрастных закономерностях; о взаимосвязи и взаимовлиянии биологического, социального и психического.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
- освоение общетеоретических понятий психологии развития, обучения и воспитания;
1.4
- формирование представлений о современных научных взглядах на психическое развитие ребенка и классических теориях психического развития;
1.5
- понимание студентами специфики различных этапов детского возраста и их места в общем развитии личности человека;
1.6
- формирование умений строить обучение и воспитание в связи с требованиями стадий психического развития ребенка;
1.7
- совершенствование умений и навыков педагогического мастерства, стимулирование к самовоспитанию и саморазвитию.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Педагогика раннего возраста
2.1.2
Социальная психология
2.1.3
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.4
Теория и технологии физического развития детей
2.1.5
Теория начального математического образования
2.1.6
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.1.7
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.8
Общая психология
2.1.9
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
2.1.10
Теория начального языкового образования
2.1.11
Теория обучения
2.1.12
Дошкольная педагогика
2.1.13
Основы общей педагогики, введение в педагогическую деятельность
2.1.14
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.15
Геометрические фигуры на плоскости
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
2.2.2
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.3
Основы экологической культуры
2.2.4
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.5
Психолого-педагогический практикум
2.2.6
Теория и технологии математического развития детей
2.2.7
Теория и технологии экологического развития детей
2.2.8
Теория начального литературного образования
2.2.9
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
2.2.10
Формирование УУД у младших школьников
2.2.11
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.12
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.2.13
Организация культурно-просветительской деятельности
2.2.14
Основы логопедической работы в ДОО
2.2.15
Речевое развитие детей дошкольного возраста
2.2.16
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.17
Технологии начального литературного  образования
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.2.18
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.2.19
Философия
2.2.20
Организация деятельности  младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.2.21
Организация дошкольного образования
2.2.22
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.23
Производственная педагогическая практика
2.2.24
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.25
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.26
Вариативные учебники по русскому языку
2.2.27
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.28
Литературное развитие детей
2.2.29
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
2.2.30
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
2.2.31
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
2.2.32
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.2.33
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.34
Теория и технологии музыкального развития детей
2.2.35
Теория и технологии образования в предметной области "музыка"
2.2.36
Графическая деятельность младших школьников
2.2.37
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
2.2.38
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.39
Преддипломная практика
2.2.40
Развивающая предметная среда в ДОО
2.2.41
Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
2.2.42
Технологии взаимодействия ДОО и семьи
2.2.43
Производственная преддипломная практика
2.2.44
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
2.2.45
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.46
Теория и технологии математического развития детей
2.2.47
Теория и технологии экологического развития детей
2.2.48
Теория начального литературного образования
2.2.49
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.2.50
Основы логопедической работы в ДОО
2.2.51
Речевое развитие детей дошкольного возраста
2.2.52
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.53
Технологии начального литературного  образования
2.2.54
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.2.55
Организация деятельности  младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.2.56
Организация дошкольного образования
2.2.57
Производственная педагогическая практика
2.2.58
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.59
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.60
Формирование УУД у младших школьников
2.2.61
Вариативные учебники по русскому языку
2.2.62
Литературное развитие детей
2.2.63
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
2.2.64
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
2.2.65
Теория и технологии музыкального развития детей
2.2.66
Теория и технологии образования в предметной области "музыка"
2.2.67
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
2.2.68
Производственная преддипломная практика
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.2.69
Развивающая предметная среда в ДОО
2.2.70
Технологии взаимодействия ДОО и семьи
2.2.71
Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
2.2.72
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
2.2.73
Графическая деятельность младших школьников
2.2.74
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.75
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
2.2.76
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.77
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.78
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.79
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1:      способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения 
 
Знать:
 
основные категории и понятия возрастной и педагогической психологии в аспекте формирования научного

мировоззрения.

 
 
Уметь:
 
критически работать с литературой; использовать понятийный аппаратвозрастной и педагогической психологии для формирования научного мировоззрения;
 
 
Владеть:
 
методами научного анализа теоретических источников по возрастной и педагогической психологии в аспекте формирования научного мировоззрения.
 
 
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Уметь:
 
описывать социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Владеть:
 
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
 
ОПК-3:      готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса 
 
Знать:
 
основы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Уметь:
 
определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Владеть:
 
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами возрастной и педагогической психологии
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и 
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами возрастной и педагогической психологииемого учебного предмета. 
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами возрастной и педагогической психологии
 
 
 
3.1
Знать:
• закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития

• критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

• критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

• основы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе образования

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
• оценивать закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития

• оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса  по заданным параметрам

• проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

• анализировать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям

• осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах.

 
3.3
Владеть:
• навыками выделения критериев для оценки закономерностей социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития;

• навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик и параметров образовательной среды;

• технологиями научно-исследовательской работы в области образования и по профилю подготовки; навыками сбора и обработки научных данных; навыками использования современных научных достижений в учебно-воспитательном процессе с различными категориями обучающихся;