2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Возрастная психология_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Возрастная психология
Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
Форма обучения
заочная
Программу составил(и):
к.псх.н., доцент, Хуснутдинова Р.Р.;
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
121
121
121
121
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
стр. 2
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формирование у обучающихся представлений об общих закономерностях и механизмах развития психики на разных этапах онтогенеза, изменениях, происходящих в  структуре личности, мотивационно-потребностной и когнитивной сферах, в деятельности и общении; об индивидуальных особенностях и возрастных закономерностях; о взаимосвязи и взаимовлиянии биологического, социального и психического.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
- освоение общетеоретических понятий психологии развития, обучения и воспитания;
1.4
- формирование представлений о современных научных взглядах на психическое развитие ребенка и классических теориях психического развития;
1.5
- понимание обучающими специфики различных этапов детского возраста и их места в общем развитии личности человека;
1.6
- формирование умений строить обучение и воспитание в связи с требованиями стадий психического развития ребенка;
1.7
- совершенствование умений и навыков педагогического мастерства, стимулирование к самовоспитанию и саморазвитию.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.2
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.3
Литература с основами литературоведения
2.1.4
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.5
Логопедия (Дислалия)
2.1.6
Математика и информатика
2.1.7
Общая педагогика
2.1.8
Психолого-педагогический практикум
2.1.9
Современный русский язык
2.1.10
Социальная педагогика
2.1.11
Специальная педагогика
2.1.12
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.13
Психолого-педагогический практикум
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Клиника интеллектуальных нарушений
2.2.2
Концепции современного естествознания
2.2.3
Курсовая работа по модулю 6
2.2.4
Логопедическая ритмика
2.2.5
Логопедия (Ринолалия)
2.2.6
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.2.7
Профессиональная этика в коррекционно-педагогической деятельности
2.2.8
Психопатология
2.2.9
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.10
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
2.2.11
Логопедия (Алалия)
2.2.12
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.13
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
2.2.14
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.2.15
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.16
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.17
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.18
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.19
Психолингвистика
2.2.20
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.21
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
2.2.22
Речевые игры
2.2.23
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.24
Тренинг педагогического общения
2.2.25
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.26
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.27
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.28
Производственная преддипломная практика
2.2.29
Философия
2.2.30
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.31
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
2.2.32
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.33
Речевые игры
2.2.34
Психология личности и профессиональное самоопределение
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1: способен использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве
 
Знать:
 
основные категории и понятия возрастной и педагогической психологии в аспекте формирования научного

мировоззрения.

 
 
Уметь:
 
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат возрастной и педагогической психологии для формирования научного мировоззрения; 
 
 
Владеть:
 
методами научного анализа теоретических источников по возрастной и педагогической психологии в аспекте формирования научного мировоззрения.
 
 
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ
 
 
Уметь:
 
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии         
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ 
 
 
 
ОПК-4: готов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья,  для осуществления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения.
 
 
Уметь:
 
определять преимущества и недостатки психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья.
 
 
Владеть:
 
навыками психолого-педагогического сопровождения  образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями 
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
здоровья.
 
 
 
3.1
Знать:
• закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития

• критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

• критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

• основы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе образования

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
• оценивать закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития

• оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса  по заданным параметрам

• проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

• анализировать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям

• осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах.

 
3.3
Владеть:
• навыками выделения критериев для оценки закономерностей социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития;

• навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик и параметров образовательной среды

• оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами возрастной и педагогической психологии

• технологиями научно-исследовательской работы в области образования и по профилю подготовки; навыками сбора и обработки научных данных; навыками использования современных научных достижений в учебно-воспитательном процессе с различными категориями обучающихся;