2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Специальная психология_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Специальная психология
Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
Форма обучения
заочная
Программу составил(и):
канд.филол.н., Доцент, Ганиева А.М.;канд.психол.н., доцент, Хуснутдинова Р.Р.
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
119
119
119
119
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
стр. 2
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формирование у обучающихся системы представлений и целостного понимания процесса развития детей с различными категориями дизонтогенеза.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
обеспечить формирование устойчивых знаний о закономерностях психического дизонтогенеза;
1.4
познакомить обучающихся с категориальным аппаратом современной специальной психологии;
1.5
вооружить обучающихся знаниями о причинах развития и механизмах психического дизонтогенеза;
1.6
сформировать у обучающихся умения и навыки анализа психологической структуры нарушений в развитии;
1.7
познакомить с основными путями профилактики и психологической коррекции психического дизонтогенеза;
1.8
познакомить обучающихся со спецификой коррекционно – развивающей психолого-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.2
Ациклические виды спорта
2.1.3
Введение в логопедическую специальность
2.1.4
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.5
Иностранный язык
2.1.6
Коммуникативный практикум
2.1.7
Литература с основами литературоведения
2.1.8
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.9
Логопедия (Дислалия)
2.1.10
Общая педагогика
2.1.11
Противодействие коррупции
2.1.12
Психолого-педагогический практикум
2.1.13
Современный русский язык
2.1.14
Социальная педагогика
2.1.15
Специальная педагогика
2.1.16
татарская литература
2.1.17
Татарский язык
2.1.18
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.19
Циклические виды спорта
2.1.20
Введение в логопедическую специальность
2.1.21
Коммуникативный практикум
2.1.22
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.23
Логопедия (Дислалия)
2.1.24
Противодействие коррупции
2.1.25
Психолого-педагогический практикум
2.1.26
Социальная педагогика
2.1.27
татарская литература
2.1.28
Татарский язык для лиц с нарушениями речи
2.1.29
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.30
татарская литература
2.1.31
Психолого-педагогический практикум
2.1.32
Коммуникативный практикум
2.1.33
Ациклические виды спорта
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Клиника интеллектуальных нарушений
2.2.2
Курсовая работа по модулю 6
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.3
Логопедическая ритмика
2.2.4
Логопедия (Ринолалия)
2.2.5
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.2.6
Профессиональная этика в коррекционно-педагогической деятельности
2.2.7
Психопатология
2.2.8
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.9
Физическая культура и спорт
2.2.10
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
2.2.11
Логопедия (Алалия)
2.2.12
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.13
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
2.2.14
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.2.15
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.16
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.17
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.18
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.19
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.20
Психолингвистика
2.2.21
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.22
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
2.2.23
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
2.2.24
Речевые игры
2.2.25
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие
2.2.26
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.27
Тренинг педагогического общения
2.2.28
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.29
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.30
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.31
Философия
2.2.32
Экономика
2.2.33
Логопедическая ритмика
2.2.34
Логопедия (Ринолалия)
2.2.35
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.2.36
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.37
Логопедия (Алалия)
2.2.38
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.39
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.2.40
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.41
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.42
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.43
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.44
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.45
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.46
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
2.2.47
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
2.2.48
Речевые игры
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.49
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие специалистов специального (дефектологического) образования
2.2.50
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.51
Тренинг педагогического общения
2.2.52
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.53
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.54
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие специалистов специального (дефектологического) образования
2.2.55
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.56
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
2.2.57
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.58
Речевые игры
2.2.59
Психология личности и профессиональное самоопределение
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-6: способен к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм
 
Знать:
 
Общие основы профессиональной этики и социальные нормы
 
 
Уметь:
 
Использовать коммуникативные умения и навыки в профессиональной и социальной сфере
 
 
Владеть:
 
Моральными ориентациями и установками, отвечающим этическим и социальным нормам педагогического общения
 
 
 
ОПК-1: готов сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
 
Знать:
 
Особенности современного этапа развития специального образования в мире
 
 
Уметь:
 
ориентироваться в современных проблемах специального образования
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа профессионально важных качеств будущей профессии и мотивов в аспекте выполнения профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ
 
 
Уметь:
 
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии         
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ 
 
 
 
ОПК-4: готов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ
 
 
Уметь:
 

Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам

 
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Владеть:
 
Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей
 
 
 
3.1
Знать:
Общие основы профессиональной этики и социальные нормы

Особенности психолого-педагогического взаимодействия

Основные стратегии педагогического взаимодействия

основные механизмы воздействия на партнера по общению

Особенности современного этапа развития специального образования в мире

Основы оценки профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности

Ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования

Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ

Особенности протекания психических процессов у детей с особенностями в развитии

Содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида,  особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ

Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ

Основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся

Основы проектирования системы психолого- педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с особенностями в развитии

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
Использовать коммуникативные умения и навыки в профессиональной и социальной сфере

Аргументировать, вести дискуссии, понимать эмоции и чувства собеседников, снимать эмоциональное напряжение

Осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие в сотрудничестве с другими субъектами образовательного пространства

ориентироваться в современных проблемах специального образования

Ранжировать профессионально важные качества будущей профессии, определять иерархию мотивов к осуществлению профессиональной деятельности

Адекватно и обоснованно оценивать социо-культурную ситуацию развития специального образования на современном этапе.

Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии

Определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса

Выбирать направления коррекционного воздействия при обучении детей с ОВЗ, учитывающие особые образовательные потребности этих детей

Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам

Определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса.

Проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

 
3.3
Владеть:
владеть:

Моральными ориентациями и установками, отвечающим этическим и социальным нормам педагогического общения

Навыками взаимодействия с различными субъектами педагогического общения (детьми, родителями, коллегами)

Способами проектирования и реализации психолого-педагогического взаимодействия в образовательных организациях

Навыками анализа профессионально важных качеств будущей профессии и мотивов в аспекте выполнения профессиональной деятельности

Определения структуры профессиограммы будущей профессии и  ведущих мотивов осуществления профессиональной деятельности

Осознанной устойчивой мотивацией к профессиональной деятельности в области специального образования

Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ

Навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ  

Навыками разработки программ коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ   

Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно- воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей

Навыками осуществления  психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ

Навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик параметров образовательной среды