МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи
канд.филол.н., Доцент, Ганиева А.М.;канд.психол.н., доцент, Хуснутдинова Р.Р.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины - формирование у обучающихся системы представлений и целостного понимания процесса развития детей с различными категориями дизонтогенеза.
Задачи освоения дисциплины:
обеспечить формирование устойчивых знаний о закономерностях психического дизонтогенеза;
познакомить обучающихся с категориальным аппаратом современной специальной психологии;
вооружить обучающихся знаниями о причинах развития и механизмах психического дизонтогенеза;
сформировать у обучающихся умения и навыки анализа психологической структуры нарушений в развитии;
познакомить с основными путями профилактики и психологической коррекции психического дизонтогенеза;
познакомить обучающихся со спецификой коррекционно – развивающей психолого-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
Введение в логопедическую специальность
Возрастная физиология и психофизиология
Коммуникативный практикум
Литература с основами литературоведения
Логопедия (Введение в логопедию)
Противодействие коррупции
Психолого-педагогический практикум
Физиология ВНД и сенсорных систем
Введение в логопедическую специальность
Коммуникативный практикум
Логопедия (Введение в логопедию)
Противодействие коррупции
Психолого-педагогический практикум
Татарский язык для лиц с нарушениями речи
Физиология ВНД и сенсорных систем
Психолого-педагогический практикум
Коммуникативный практикум
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Клиника интеллектуальных нарушений
Курсовая работа по модулю 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
Профессиональная этика в коррекционно-педагогической деятельности
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Физическая культура и спорт
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
Противодействие терроризму и экстремизму
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
Психология личности и профессиональное самоопределение
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
Тренинг педагогического общения
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
Противодействие терроризму и экстремизму
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
Психология личности и профессиональное самоопределение
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие специалистов специального (дефектологического) образования
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
Тренинг педагогического общения
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие специалистов специального (дефектологического) образования
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
Психология личности и профессиональное самоопределение
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОК-6: способен к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм
Общие основы профессиональной этики и социальные нормы
Использовать коммуникативные умения и навыки в профессиональной и социальной сфере
Моральными ориентациями и установками, отвечающим этическим и социальным нормам педагогического общения
ОПК-1: готов сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
Особенности современного этапа развития специального образования в мире
ориентироваться в современных проблемах специального образования
Навыками анализа профессионально важных качеств будущей профессии и мотивов в аспекте выполнения профессиональной деятельности
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ
ОПК-4: готов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей
Общие основы профессиональной этики и социальные нормы
Особенности психолого-педагогического взаимодействия
Основные стратегии педагогического взаимодействия
основные механизмы воздействия на партнера по общению
Особенности современного этапа развития специального образования в мире
Основы оценки профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
Ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ
Особенности протекания психических процессов у детей с особенностями в развитии
Содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ
Основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся
Основы проектирования системы психолого- педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с особенностями в развитии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Использовать коммуникативные умения и навыки в профессиональной и социальной сфере
Аргументировать, вести дискуссии, понимать эмоции и чувства собеседников, снимать эмоциональное напряжение
Осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие в сотрудничестве с другими субъектами образовательного пространства
ориентироваться в современных проблемах специального образования
Ранжировать профессионально важные качества будущей профессии, определять иерархию мотивов к осуществлению профессиональной деятельности
Адекватно и обоснованно оценивать социо-культурную ситуацию развития специального образования на современном этапе.
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии
Определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса
Выбирать направления коррекционного воздействия при обучении детей с ОВЗ, учитывающие особые образовательные потребности этих детей
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам
Определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса.
Проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
владеть:
Моральными ориентациями и установками, отвечающим этическим и социальным нормам педагогического общения
Навыками взаимодействия с различными субъектами педагогического общения (детьми, родителями, коллегами)
Способами проектирования и реализации психолого-педагогического взаимодействия в образовательных организациях
Навыками анализа профессионально важных качеств будущей профессии и мотивов в аспекте выполнения профессиональной деятельности
Определения структуры профессиограммы будущей профессии и ведущих мотивов осуществления профессиональной деятельности
Осознанной устойчивой мотивацией к профессиональной деятельности в области специального образования
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ
Навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ
Навыками разработки программ коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ
Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно- воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей
Навыками осуществления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ
Навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик параметров образовательной среды