МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи
к.филол.н., доцент, Ганиева А.М.;к.псхн.н, доцент, Хуснутдинова Р.Р.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины - ознакомление обучающихся с основными понятиями психолингвистики; с вопросами организации речемыслительной деятельности.
Задачи освоения дисциплины:
Сформировать представления о методах психолингвистического исследования, актуальных задачах современной психолингвистики, знакомство с основными эмпирическими работами в данной области;
Уточнить представления о речевом онтогенезе, а также об основных закономерностях функционирования речи в норме и при различных типах патологий;
Сформировать представления о специфичности человеческого языка как знаковой системы и речи как когнитивной функции;
Систематизировать и углубить имеющиеся знания о механизмах речевого поведения человека и возможностях их эмпирического изучения.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Клиника интеллектуальных нарушений
Концепции современного естествознания
Курсовая работа по модулю 6
Логопедические технологии
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
Модуль 2. Филологические основы коррекционно-педагогической деятельности
Модуль 3 . Информационно-математические и естественно-научные основы коррекционно-педагогической деятельности
Модуль 4 . Медико-биологические основы коррекционно-педагогической деятельности
Модуль 5. Нормативно-правовые основы коррекционно-педагогической деятельности
Профессиональная этика в коррекционно-педагогической деятельности
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
Логопедия (Нарушения голоса)
Основы речевой культуры дефектолога
Теории обучения и воспитания
Формы логопедической работы
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
Возрастная физиология и психофизиология
Литература с основами литературоведения
Логопедия (Введение в логопедию)
Психолого-педагогический практикум
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
Физиология ВНД и сенсорных систем
Логопедические технологии
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Логопедия (Нарушения голоса)
Формы логопедической работы
Логопедия (Введение в логопедию)
Психолого-педагогический практикум
Физиология ВНД и сенсорных систем
Психолого-педагогический практикум
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
Производственная преддипломная практика
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
Производственная преддипломная практика
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОК-1: способен использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве
Основные категории и понятия науки.
Выделять основные понятия и закономерности в области философии, социогуманитарных наук и естественнонаучных знаний
Навыками определения основных понятий и закономерностей в области философии и социогуманитарных наук в аспекте формрования научного мировоззрения;
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ.
формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ
ОПК-4: готов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно- воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам
Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей.
основные категории и понятия науки;
основные понятия и закономерности в области философии, социогуманитарных наук и естественнонаучных знаний;
основные приемы и техники анализа для формирования научного мирровоззрения;
нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ;
особенности протекания психических процессов у детей с особенностями в развитии.
структуру речемыслительной деятельности
Содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ
Основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
Основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с особенностями в развитии.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
выделять основные понятия и закономерности в области философии, социогуманитарных наук и естественнонаучных знаний;
использовать основные приемы и техники анализа для формирования научной картины мира;
ориентироваться в информационном пространстве, использовать понятийный аппарат науки для формирования научного мировоззрения;
формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии; определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса;
выбирать направления коррекционного воздействия при обучении детей с ОВЗ, учитывающие особые образовательные потребности этих детей;
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам;
Определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса;
Проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
навыками определения основных понятий и закономерностей в области философии и социогуманитарных наук в аспекте формрования научного мировоззрения;
методами научного анализа теоретических источников, основными методами естественнонаучного познания для решения задач профессиональной деятельности в современном информационном пространстве в аспекте формирования научного мировоззрения;
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
Навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ;
навыками разработки программ коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ;
навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей;
навыками осуществления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ;
навыками разработки программ психолого- педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик параметров образовательной среды.