2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Психолингвистика_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Психолингвистика
Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
Форма обучения
заочная
Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Ганиева А.М.;к.псхн.н, доцент, Хуснутдинова Р.Р.
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
56
56
56
56
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
стр. 2
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - ознакомление обучающихся  с основными  понятиями  психолингвистики;  с вопросами  организации речемыслительной деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
Сформировать представления о методах психолингвистического исследования, актуальных задачах современной психолингвистики, знакомство с основными эмпирическими работами в данной области;
1.4
Уточнить представления о речевом онтогенезе, а также об основных закономерностях функционирования речи в норме и при различных типах патологий;
1.5
Сформировать представления о специфичности человеческого языка как знаковой системы и речи как когнитивной функции;
1.6
Систематизировать и углубить имеющиеся знания о механизмах речевого поведения человека и возможностях их эмпирического изучения.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Клиника интеллектуальных нарушений
2.1.2
Концепции современного естествознания
2.1.3
Курсовая работа по модулю 6
2.1.4
Логопедическая ритмика
2.1.5
Логопедические технологии
2.1.6
Логопедия (Ринолалия)
2.1.7
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.1.8
Модуль 2. Филологические основы коррекционно-педагогической деятельности
2.1.9
Модуль 3 . Информационно-математические и естественно-научные основы коррекционно-педагогической деятельности
2.1.10
Модуль 4 . Медико-биологические основы коррекционно-педагогической деятельности
2.1.11
Модуль 5. Нормативно-правовые основы коррекционно-педагогической деятельности
2.1.12
Профессиональная этика в коррекционно-педагогической деятельности
2.1.13
Психопатология
2.1.14
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.15
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
2.1.16
Возрастная психология
2.1.17
История
2.1.18
Логопедия (Дизартрия)
2.1.19
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.20
Логопсихология
2.1.21
Невропатология
2.1.22
Общая психология
2.1.23
Основы речевой культуры дефектолога
2.1.24
Социальная психология
2.1.25
Специальная психология
2.1.26
Теории обучения и воспитания
2.1.27
Формы логопедической работы
2.1.28
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.29
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.30
Литература с основами литературоведения
2.1.31
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.32
Логопедия (Дислалия)
2.1.33
Математика и информатика
2.1.34
Общая педагогика
2.1.35
Психолого-педагогический практикум
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.1.36
Современный русский язык
2.1.37
Социальная педагогика
2.1.38
Специальная педагогика
2.1.39
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.40
Логопедическая ритмика
2.1.41
Логопедические технологии
2.1.42
Логопедия (Ринолалия)
2.1.43
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.1.44
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.45
Логопедия (Дизартрия)
2.1.46
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.47
Логопсихология
2.1.48
Социальная психология
2.1.49
Формы логопедической работы
2.1.50
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.51
Логопедия (Дислалия)
2.1.52
Психолого-педагогический практикум
2.1.53
Социальная педагогика
2.1.54
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.55
Логопсихология
2.1.56
Психолого-педагогический практикум
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.2
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.3
Производственная преддипломная практика
2.2.4
Философия
2.2.5
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.6
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.7
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.8
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1: способен использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве
 
Знать:
 
Основные категории и понятия науки.
 
 
Уметь:
 
Выделять основные понятия и закономерности в области философии,  социогуманитарных наук и естественнонаучных знаний
 
 
Владеть:
 
Навыками определения основных понятий и закономерностей в области философии и социогуманитарных наук в аспекте формрования научного мировоззрения;
 
 
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ.
 
 
Уметь:
 
формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии                  
 
 
Владеть:
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 

Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ

 
 
 
ОПК-4: готов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно- воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ

 
 
Уметь:
 
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам

 
 
Владеть:
 
Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей.

 
 
 
3.1
Знать:
основные категории и понятия науки;

основные понятия и закономерности в области философии, социогуманитарных наук и естественнонаучных знаний;

основные приемы и техники анализа для формирования научного мирровоззрения;

нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ;

особенности протекания психических процессов у детей с особенностями в развитии.

структуру речемыслительной деятельности

Содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида,  особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ

Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ

Основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся;

Основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с особенностями в развитии.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
выделять основные понятия и закономерности в области философии,  социогуманитарных наук и естественнонаучных знаний;

использовать основные приемы и техники  анализа для формирования научной картины мира;

ориентироваться в информационном пространстве, использовать понятийный аппарат науки для формирования научного мировоззрения;

формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии;       определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса;

выбирать направления коррекционного воздействия при обучении детей с ОВЗ, учитывающие особые образовательные потребности этих детей;

Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам;

Определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса;

Проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса. 

 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.3
Владеть:
навыками определения основных понятий и закономерностей в области философии и социогуманитарных наук в аспекте формрования научного мировоззрения;

методами научного анализа теоретических источников,  основными методами естественнонаучного познания для решения задач профессиональной деятельности в современном информационном пространстве в аспекте формирования научного мировоззрения;

навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;

Навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ;

навыками разработки программ коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ;

навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей;

навыками осуществления  психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ;

навыками разработки программ психолого- педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик параметров образовательной среды.