МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Русской и татарской филологии
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Производственная педагогическая практика
44.04.01 Педагогическое образование, профиль Русский язык и литература
Потанина Александра Викторовна
Распределение часов дисциплины по курсам
Руководство учебными и производственными практиками
В том числе в форме практ.подготовки
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью производственной педагогической практики является подготовка обучающихся к самостоятельной профессиональной деятельности в области русского языка и литературы.
Задачами производственной педагогической практики, в соответствии с трудовыми функциями определенными профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544-н, являются:
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Планирование и проведение занятий по предметам «Русский язык» и «Литература».
Объективная оценка знаний обучающихся по предметам «Русский язык» и «Литература» на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями обучающихся.
Планирование и проведение внеурочного мероприятия в соответствии с планом реализации воспитательных программ.
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
Формирование универсальных учебных действий.
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ).
Формирование мотивации к обучению.
Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Иностранный язык в профессиональной коммуникации
Информационные технологии в педагогической деятельности
Историческое комментирование на уроках русского языка и литературы
Методология и методы научного исследования
Русская и зарубежная литература в школе
Русский язык в профессиональной деятельности
Современные проблемы науки и образования
Учебная ознакомительная практика
Учебная практика научно-исследовательская работа
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Современные средства оценивания результатов обучения по предметам Русский язык, Литература
Производственная преддипломная практика
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
УК-3: Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.2: Учитывает в совместной деятельности особенности поведения и общения разных людей
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
УК-3.3: Способен устанавливать разные виды коммуникации (устную, письменную, вербальную, невербальную, реальную, виртуальную, межличностную и др.) для руководства командой и достижения поставленной цели.
УК-3.4: Демонстрирует понимание результатов (последствий) личных действий и планирует последовательность шагов для достижения поставленной цели, контролирует их выполнение
УК-4: Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
УК-4.1: Умеет выбирать на государственном и иностранном (-ых) языках коммуникативно приемлемые стили делового общения, вербальные и невербальные средства взаимодействия с партнерами
УК-4.4: Умеет коммуникативно и культурно приемлемо вести устные деловые разговоры в процессе профессионального взаимодействия на государственном и иностранном (-ых) языках
ОПК-6: Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.2: Умеет использовать знания об особенностях развития обучающихся для планирования учебно-воспитательной работы; применять образовательные технологии для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.3: Владеет умениями учета особенностей развития обучающихся в образовательном процессе; умениями отбора и использования психолого-педагогических (в том числе инклюзивных) технологий в профессиональной деятельности для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями; умениями разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуально-ориентированных образовательных программ (совместно с другими субъектами образовательных отношений)
ОПК-5: Способен разрабатывать программы мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении
ОПК-5.1: Знает принципы организации контроля и оценивания образовательных результатов обучающихся, разработки программ мониторинга; специальные технологии и методы, позволяющие разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении
ОПК-5.3: Владеет действиями (умениями) применения методов контроля и оценки образовательных результатов обучающихся, программ мониторинга образовательных результатов обучающихся, оценки результатов их применения
ОПК-5.2: Умеет применять инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития обучающихся; проводить педагогическую диагностику трудностей в обучении
УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1: Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных сообществ
УК-5.2: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных народов, основываясь на знании этапов исторического развития общества (включая основные события, деятельность основных исторических деятелей) и культурных традиций мира (включая мировые религии, философские и этические учения), в зависимости от среды взаимодействия и задач образования
УК-5.3: Умеет толерантно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.5: Определяет и оценивает практические последствия реализации действий по разрешению проблемной ситуации
УК-1.3: Рассматривает различные варианты решения проблемной ситуации на основе системного подхода, оценивает их преимущества и риски
УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.3: Проектирует решение конкретных задач проекта, выбирая оптимальный способ их решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
УК-6: Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
УК-6.4: Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов для совершенствования своей деятельности
ОПК-1: Способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-1.3: Владеет действиями (умениями) по соблюдению правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики в условиях реальных педагогических ситуаций; действиями (умениями) по осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней образования
ОПК-1.1: Знает приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования в Российской Федерации
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
ОПК-2: Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации
ОПК-2.3: Владеет опытом выявления различных контекстов, в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; опытом использования методов диагностики особенностей учащихся в практике; способами проектной деятельности в образовании; опытом участия в проектировании ООП
ОПК-2.2: Умеет учитывать различные контексты, в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации при проектировании ООП; использовать методы педагогической диагностики; осуществлять проектную деятельность по разработке ОП; проектировать отдельные структурные компоненты ООП
ОПК-3: Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
ОПК-3.3: Владеет методами (первичного) выявления обучающихся с особыми образовательными потребностями; действиями (умениями) оказания адресной помощи обучающимся на соответствующем уровне образования
ОПК-3.1: Знает основы применения образовательных технологий (в том числе в условиях инклюзивного образовательного процесса), необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; основные приемы и типологию технологий индивидуализации обучения
ОПК-3.2: Умеет взаимодействовать с другими специалистами в процессе реализации образовательного процесса; соотносить виды адресной помощи с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся на соответствующем уровне образования
ОПК-4: Способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-4.3: Владеет методами и приемами становления нравственного отношения обучающихся к окружающей действительности; способами усвоения подрастающим поколением и претворением в практическое действие и поведение духовных ценностей (индивидуально-личностных, общечеловеческих, национальных, семейных и др.)
ОПК-7: Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений
ОПК-7.2: Умеет использовать особенности образовательной среды учреждения для реализации взаимодействия субъектов; составлять (совместно с другими специалистами) планы взаимодействия участников образовательных отношений; использовать для организации взаимодействия приемы организаторской деятельности
ОПК-7.3: . Владеет технологиями взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе; способами решения проблем при взаимодействии с различным контингентом обучающихся; приемами индивидуального подхода к разным участникам образовательных отношений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
способы решения проблемных ситуаций в профессиональной деятельности на основе системного подхода
способы решения задач проекта, исходя из действующих правовых норм
психолого-педагогические особенности работы и руководства командой; разные виды коммуникации в работе с командой
коммуникативные технологии академического и профессионального взаимодействия; особенности применения коммуникативных технологий в ситуациях академического и профессионального общения
культурные особенности традиции различных сообществ
особенности использования времени и других ресурсов в профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы
нормативные правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики
особенности проектирования основной образовательной программы по предметам «Русский язык» и «Литература», методы диагностики предметных результатов по предметам «Русский язык» и «Литература»
основы применения образовательных технологий (в том числе в условиях инклюзивного образовательного процесса)
базовые национальные ценности
принципы организации контроля и оценивания образовательных результатов обучающихся, разработки программ мониторинга
особенности развития обучающихся для планирования учебно-воспитательной работы
приемы организаторской деятельности
выбирать варианты решения проблемной ситуации на основе системного подхода, оценивать риски и преимущества выбранного варианта; оценивать последствия принятого решения
проектировать решение конкретных задач проекта, исходя из правовых ном и имеющихся ресурсов
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
учитывать особенности поведения и общения разных людей в совместной деятельности; планировать и руководить работой командой с учетом поставленной цели; использовать разные виды коммуникации в работе с командой
вести устные деловые разговоры в процессе профессионального взаимодействия на государственном и иностранном (-ых) языках
учитывать культурные особенности традиции различных сообществ в планировании и проведении урока русского языка и литературы
использовать время и другие ресурсы для совершенствования профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы
организовать образовательный процесс на основе требований правовых актов в сфере образования и с соблюдением норм профессиональной этики
проектировать основную образовательную программу по предметам «Русский язык» и «Литература»; использовать методы диагностики уровня сформированности предметных результатов по предметам «Русский язык» и «Литература»
взаимодействовать с другими специалистами в процессе реализации образовательного процесса; соотносить виды адресной помощи с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся на соответствующем уровне образования
прививать духовные ценности средствами предметной области «Русский язык» и «Литература»
умеет применять инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития обучающихся
применять образовательные технологии для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
использовать особенности образовательной среды учреждения для реализации взаимодействия субъектов; составлять (совместно с другими специалистами) планы взаимодействия участников образовательных отношений; использовать для организации взаимодействия приемы организаторской деятельности
навыками анализа проблемных ситуаций и их решения в профессиональной деятельности
навыками решения конкретных задач проекта, исходя из правовых ном и имеющихся ресурсов
навыками решения конкретных задач и достижения поставленной цели в совместной деятельности
навыками академического и профессионального общения на государственном и иностранном языках
навыками планирования и проведения урока русского языка и литературы с учетом культурных особенностей и традиции обучающихся
навыками планирования и эффективного проведения урока русского языка и литературы с учетом временных и других ресурсов
навыками планирования и проведения урока русского языка и литературы с учетом требований правовых актов в сфере образования и с соблюдением норм профессиональной этики
опытом проектирования основной образовательной программы по предметам «Русский язык» и «Литература»; опытом использования методов диагностики предметных результатов по предметам «Русский язык» и «Литература»
приемами индивидуализации обучения, методами (первичного) выявления обучающихся с особыми образовательными потребностями; действиями (умениями) оказания адресной помощи
навыками планирования и организации мероприятий, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся
навыками применения методов контроля и оценки образовательных результатов обучающихся, программ мониторинга образовательных результатов обучающихся, оценки результатов их применения
приемами индивидуализации обучения
технологиями взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе; способами решения проблем при взаимодействии с различным контингентом обучающихся; приемами индивидуального подхода к разным участникам образовательных отношений
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx