2022-2023_z44_03_01 НО 2241_ 2244_plx_Основы естествознания и обществознания в начальной школе_Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Основы естествознания и обществознания в начальной школе
Направление подготовки
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
 
Программу составил(и):
Форма обучения
заочная
к.п.н.,  доцент, Ганиева Г.Р.
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
8
8
12
12
Практические
8
8
16
16
24
24
Итого ауд.
12
12
24
24
36
36
Кoнтактная рабoта
12
12
24
24
36
36
Сам. работа
92
92
179
179
271
271
Часы на контроль
4
4
13
13
17
17
Итого
108
108
216
216
324
324
 
 
стр. 2
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель:
1.2
создать условия для теоретической подготовки обучающихся к реализации образовательной программы по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО.
1.3
Задачи:
1.4
повысить уровень   образованности обучающихся в области географии, биологии, экологии, обществознания, краеведения;
1.5
сформировать у обучающихся  первичные профессиональные умения и навыки, в том числе первичные умения и навыки научно-исследовательской деятельности в области естествознания и обществознания;
1.6
сформировать навыки применения теоретических знаний и практических умений в предметной области "Окружающий мир" при решении профессиональных задач на основе педагогических,в том числе информационно-коммуникационных, технологий.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.2
Методика обучения литературному чтению в начальной школе
2.2.3
Методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир"
2.2.4
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
2.2.5
Производственная педагогическая вожатская практика
2.2.6
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.2.7
Теория литературы и практика читательской деятельности
2.2.8
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.2.9
Учебная практика по теории и технологиям начального образования
2.2.10
Учебная технологическая практика
2.2.11
Учебная технологическая практика (сопровождение обучающихся с ОВЗ)
2.2.12
Вариативность образования в предметных областях в начальной школе (математика и информатика,  русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
2.2.13
Географическое образование младших школьников
2.2.14
Дифференцированное обучение на уроках математики в начальных классах
2.2.15
Искусство и технология в начальной школе
2.2.16
Производственная педагогическая  практика
2.2.17
Производственная педагогическая практика
2.2.18
Производственная педагогическая практика
2.2.19
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.20
Методика преподавания технологии и изобразительной деятельности в начальной школе с практикумом
2.2.21
Основы профессионально-педагогического общения
2.2.22
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.23
Работа с одаренными детьми
2.2.24
Теория и методика начального образования в предметной области "Музыка"
2.2.25
Курсовая работа по "Методике преподавания в начальной школе по областям"
2.2.26
Постановка учебных задач на уроках в начальной школе (математика и информатика, русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
2.2.27
Проблемный подход в обучении математике в начальных классах
2.2.28
Экологическое образование младших школьников
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Осуществляет отбор психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применяет их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
 
ОПК-2.3: Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
научные основы естествознанияи  и обществознания в аспекте реализации образовательной программы "Окружающий мир" в начальной школе;
3.1.2
основные физико-географические, ботанические, зоологические, обществоведческие понятия, изучаемые в начальной школе;
3.1.3
основные процессы, происходящие в оболочках Земли, их взаимосвязь и приспособленность к жизни в них растений, животных и человека;
3.1.4
роль живого вещества в биосфере;
3.1.5
закономерности эволюционного развития растительного, животного мира и человека;
3.1.6
взаимоотношения организмов и среды, взаимосвязи животных и растений в естественных сообществах;
3.1.7
принципы классификации растений и животных;
3.1.8
особенности анатомии и физиологии отдельных групп растений и животных;
3.1.9
основные экологические группы растений и животных;
3.1.10
основные фито- и зооценозы различных биоценозов;
3.1.11
принципы охраны природы;
3.1.12
особенности природы родного края;
3.1.13
способы охраны жизни и охраны здоровья человека.
3.1.14
способы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Окружающий мир";
3.1.15
программы учебного предмета "Окружающий мир";
3.1.16
принципы отбора педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основной или дополнительной образовательной программы по учебному предмету "Окружающий мир";
3.1.17
структуру, состав и дидактические единицы предметной области "Окружающий мир" 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
работать с метеорологическими приборами,  коллекциями, общегеографическими и тематическими картами и другими наглядными пособиями, которые используются в преподавании учебного предмета "Окружающий мир;
3.2.2
проводить наблюдения за явлениями природы, растительными и животными организмами в аспекте реализации образовательной программы по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО.;
3.2.3
изучать и описывать конкретные природные объекты и оформлять результаты наблюдений и практических работ в аспекте реализации образовательной программы по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО;
3.2.4
пользоваться определителями минералов, растений и животных;
3.2.5
выявлять и оценивать влияние хозяйственной деятельности человека на природную среду;
3.2.6
использовать знания по естествознанию и обществознанию для формирования у младших школьников бережного отношения к природе и основ экологической безопасности и поведения в городе;
3.2.7
использовать знания по естествознанию для формирования ответственного отношения  у младших школьников к своему здоровью и здоровью окружающих;
3.2.8
применять различные способы использования обществоведческих  знаний для ориентирования в современном информационном пространстве;  
 
стр. 4
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
3.2.9
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Окружающий мир»;
3.2.10
отбирать педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникативные, используемых при разработке основной и дополнительной программы по учебному предмету "Окружающий мир";
3.2.11
применять психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные)в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками анализа и обобщения информации, включая методы естественных, социальных и гуманитарных дисциплин в аспекте реализации образовательной программы по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО.;
3.3.2
навыками работы с литературой картами, атласами и другими пособиями;
3.3.3
навыками применения  систематизированных теоретических и практических знаний естествоведческих и общестоведческих  наук для разработки и реализации  образовательных программ по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО;
3.3.4
навыками анализа естественнонаучных и обществоведческих знаний для ориентирования в современном информационном пространстве;
3.3.5
навыками отбора педагогических, в том числе информационно-коммуникативных, используемых при разработке основоной и дополнительной программы по учебному предмету "Окружающий мир";
3.3.6
навыками использования теоретических знаний и практических умений в предметной области "Окружающий мир" при решении профессиональных задач.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
стр. 6
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx