2022-2023_z44_03_01 НО 2241_ 2244_plx_Методика обучения литературному чтению в начальной школе_Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Методика обучения литературному чтению в начальной школе
Направление подготовки
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
 
Программу составил(и):
Форма обучения
заочная
к.филол.н, доцент, Грахова Светлана Ивановна
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
24
24
24
24
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
176
176
176
176
Часы на контроль
8
8
8
8
Итого
216
216
216
216
 
 
стр. 2
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать у обучающихся знания, умения и навыки в области методики начального литературного образования, научить их выбору эффективных форм и методов преподавания литературного чтения, поиску новых технологий (в т.ч. цифровых), связанных с организацией урока литературного чтения, анализом художественных произведений различных жанров, этапами изучения литературного произведения в начальной школе.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать у обучающихся систему знаний о методах и приемах формирования компетентного читателя и типа правильной читательской деятельности у младших школьников;
1.4
обучить современным технологиям (в том числе информационным и «сквозным» технологиям) формирования читательской деятельности младших школьников;
1.5
подготовить обучающихся к квалифицированному обучению и развитию младших школьников в процессе преподавания литературного чтения;
1.6
научить осуществлять контроль и оценку формирования результатов литературного образования обучающихся младших классов, выявлять и корректировать трудности в обучении чтению и первичному литературоведческому анализу фольклорных и авторских произведений (в том числе с применением информационных и «сквозных» технологий);
1.7
научить разрабатывать компоненты основных и дополнительных образовательных программ (в том числе с применением ИКТ).
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Безопасность жизнедеятельности
2.1.2
Методика обучения математике в начальной школе с практикумом
2.1.3
Методика преподавания русского языка в начальной школе с практикумом
2.1.4
Основы естествознания и обществознания в начальной школе
2.1.5
Психология
2.1.6
Психология воспитательных практик
2.1.7
Теория и технологии начального математического образования
2.1.8
Теория и технологии начального языкового образования
2.1.9
Учебная практика  по естествознанию
2.1.10
Учебная практика по теории и технологиям начального образования
2.1.11
Учебная технологическая практика
2.1.12
Ациклические виды спорта
2.1.13
Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья
2.1.14
Методика и технологии обучения в начальной школе
2.1.15
Технологии цифрового образования
2.1.16
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
2.1.17
Физическая культура и спорт
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Вариативность образования в предметных областях в начальной школе (математика и информатика,  русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
2.2.2
Географическое образование младших школьников
2.2.3
Дифференцированное обучение на уроках математики в начальных классах
2.2.4
Искусство и технология в начальной школе
2.2.5
Производственная педагогическая  практика
2.2.6
Производственная педагогическая практика
2.2.7
Производственная педагогическая практика
2.2.8
Методика преподавания технологии и изобразительной деятельности в начальной школе с практикумом
2.2.9
Основы профессионально-педагогического общения
2.2.10
Работа с одаренными детьми
2.2.11
Теория и методика начального образования в предметной области "Музыка"
2.2.12
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
стр. 3
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
2.2.13
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.14
Курсовая работа по "Методике преподавания в начальной школе по областям"
2.2.15
Постановка учебных задач на уроках в начальной школе (математика и информатика, русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
2.2.16
Проблемный подход в обучении математике в начальных классах
2.2.17
Экологическое образование младших школьников
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Осуществляет отбор психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применяет их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
 
ОПК-2.3: Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
психолого-педагогические, литературоведческие и методические основы обучения литературному чтению в начальной школе;
3.1.2
основы теории учебной деятельности (в том числе с применением информационных и «сквозных» технологий), направленной на усвоение литературоведческих понятий, овладение универсальными учебными действиями и личностное развитие учащихся;
3.1.3
технологии (в т.ч. цифровые) реализации деятельностного подхода к обучению литературному чтению в начальной школе;
3.1.4
основы реализации образовательной программы по учебному предмету "Литературное чтение" в соответствии с ФГОС;
3.1.5
требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету "Литературное чтение" в соответствии с ФГОС;
3.1.6
основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету "Литературное чтение" в соответствии с ФГОС (в т.ч. с применением информационных и «сквозных» технологий);
3.1.7
диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся (в т.ч. разработанные в цифровом формате).
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
планировать, разрабатывать и проводить уроки литературного чтения с учетом специфики данного УМК и требований нового ФГОС НОО, построенные с применением цифровых форматов на деятельностной основе, сориентированные на формирование у детей активной познавательной позиции и приобретение ими первичных литературоведческих знаний и умений;
3.2.2
организовывать процесс обучения литературному чтению (систему уроков и внеурочную деятельность) в начальной школе, направленный на достижение учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов;
3.2.3
реализовывать образовательную программу по "Литературное чтение" в соответствии с требованиями ФГОС;
3.2.4
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету "Литературное чтение" в соответствии с ФГОС (в т.ч. с применением информационных и «сквозных» технологий);
3.2.5
применять различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся в рамках учебного предмета "Литературное чтение" (в т.ч. разработанные в цифровом формате);
 
стр. 4
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
3.2.6
формулировать выявленные трудности в обучении и корректировать пути достижения образовательных результатов (в т.ч. с помощью цифровых диагностических упражнений и тренажеров) в рамках учебного предмета "Литературное чтение". 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками организации образовательного процесса на уроках литературного чтения и во внеурочной работе, направленного на формирование читательской компетентности, универсальных учебных действий, речевое и личностное развитие учащихся;
3.3.2
навыками разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету "Литературное чтение" в соответствии с ФГОС (в т.ч. с применением информационных и «сквозных» технологий) с учетом специфики образовательного учреждения;
3.3.3
навыками формулировки образовательных результатов обучающихся в рамках учебного предмета "Литературное чтение";
3.3.4
навыками отбора, методикой и технологиями (в т.ч. цифровыми) диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся в рамках учебного предмета "Литературное чтение";
3.3.5
методикой и технологиями выявления трудностей в обучении и корректировки пути достижения образовательных результатов (в т.ч. с помощью цифровых диагностических упражнений и тренажеров) в рамках учебного предмета "Литературное чтение".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx