МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Географии, биологии и методик их преподавания
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Опасные ситуации социального характера и защита от них
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
к.б.н., доцент, Хасанова А.Р.
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины: подготовить обучающихся к осуществлению безопасной профессиональной деятельности в системе образовательных учреждений, детского отдыха и туризма, к упреждающим комплексным действиям по защите жизни, здоровья обучающихся и воспитанников от социальных опасностей, т.е. повысить уровень безопасности образовательного пространства.
Задачи освоения дисциплины:
способствовать освоению необходимой теоретической базы, изучению понятийного аппарата и терминологии в области социальной безопасности;
сформировать представления об основах безопасности жизнедеятельности человека в социуме, о видах, сущности и закономерностях социально опасных ситуаций и явлений;
сформировать знания о принципах и методах обеспечения безопасности в социальной среде, о системе общественной безопасности и программах социальной защиты граждан в России и международной научить распознавать опасные ситуации и проявления их в обществе, предвидеть социальные риски и взаимосвязи опасных факторов;
обеспечить практическими навыками для использования методов прогнози¬рования, их развития и оценки последствий социальных опасностей;
способствовать практической подготовке к эффективному использованию мер и средств по снижению социальных угроз;
содействовать воспитанию личной культуры безопасного мышления, поведения и деятельности в различных условиях социальной среды.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Теоретические основы и понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
Документирование образовательного процесса и управленческой деятельности
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные игры
Охрана труда на производстве и в учебном процессе
Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт
Теория и методика обучения базовым видам спорта / плавание
Теория и методика обучения базовым видам спорта / легкая атлетика
Теория и методика обучения базовым видам спорта / подвижные игры
Теория и методика обучения базовым видам спорта / гимнастика
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Опасные ситуации техногенного характера и защита от них
Опасные ситуации природного характера и защита от них
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные единоборства
Способы автономного выживания
Эргономические основы безопасности жизнедеятельности
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Безопасность на дороге и в общественном транспорте
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
Основы реализации образовательной программы по учебному предмету основы беопасности жизнедетелности в соответствии с ФГОС
Реализовывать образовательную программу по учебному предмету основы беопасности жизнедетелности в соответствии с требованиями ФГОС
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
Навыками составления образовательной программы на основе методических разработок по учебному предмету основы беопасности жизнедетелности в соответствии с требованиями ФГОС
общие закономерности возникновения, причины и последствия социальных опасностей, движущие силы, механизмы и факторы развития опасностей, сущность понятий «опасная и чрезвычайная ситуация социального характера», «социальный риск»;
виды опасных ситуаций и вредных факторов в социальной сфере; механизм их перерастания в ЧС регионального и глобального масштаба;
особенности массовых беспорядков, вооруженных конфликтов, экстремизма; черты современного терроризма и тоталитарных сект; социальные аспекты безопасности семьи, бытовой безопасности, опасности детской безнадзорности и девиантного поведения подростков;
основные направления и методы деятельности государственных и общественных структур, призванных защищать граждан от опасностей социального характера;
основные признаки социальных опасностей и происшествий, способы их прогнозирования и предотвращения;
основные элементы концепций, программ и систем обеспечения социальной безопасности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
самостоятельно использовать источники для пополнения своих знаний и педагогического арсенала;
выявлять и анализировать признаки, причины и условия возникновения опасных ситуаций социального характера;
оценивать вероятность и риски возникновения потенциальных социальных угроз для обучающихся и принимать меры к их предупреждению в условиях ОО;
предвидеть возникновение опасных или чрезвычайных ситуаций в быту, на улице, в сфере детского отдыха и туризма;
действовать и применять полученные умения и навыки в целях обеспечения безопасности обучающихся и воспитанников;
принимать своевременные меры предотвращения и ликвидации опасных ситуаций социального характера в ОО.
профессиональным языком данной предметной области знания;
методами выявления, анализа и оценки различных видов социальных опасностей в сфере образования;
общими методами и принципами безопасного поведения в обществе, в быту и в образовательном учреждении;
методами формирования психологической устойчивости поведения обучающихся в условиях опасностей в ОО;
простейшими методиками оценки допустимого риска в сфере социальных отношений;
навыками поиска и трактовки информации о федеральных и региональных нормативных актах и программах обеспечения социальной безопасности.