2022-2023_b44_03_05 ФК и БЖ 191_091_991 гр__plx_Опасные ситуации социального характера и защита от них_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Опасные ситуации социального характера и защита от них
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
Программу составил(и):
Форма обучения
очная
к.б.н., доцент, Хасанова А.Р.
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
7 (4.1)
Итого
Недель
16 4/6
10 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
10
10
26
26
Практические
32
32
30
30
62
62
Итого ауд.
48
48
40
40
88
88
Кoнтактная рабoта
48
48
40
40
88
88
Сам. работа
60
60
32
32
92
92
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
стр. 2
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: подготовить обучающихся к осуществлению безопасной профессиональной деятельности в системе образовательных организаци, детского отдыха и туризма, к упреждающим комплексным действиям по защите жизни, здоровья обучающихся и воспитанников от социальных опасностей.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
способствовать освоению необходимой теоретической базы, изучению понятийного аппарата и терминологии в области социальной безопасности;
1.4
сформировать представления об основах безопасности жизнедеятельности человека в социуме, о видах, сущности и закономерностях социально опасных ситуаций и явлений;
1.5
сформировать знания о принципах и методах обеспечения безопасности в социальной среде, о системе общественной безопасности и программах социальной защиты граждан в России и международной научить распознавать опасные ситуации и проявления их в обществе, предвидеть социальные риски и взаимосвязи опасных факторов;
1.6
обеспечить практическими навыками для использования методов прогнози¬рования, их развития и оценки последствий социальных опасностей;
1.7
способствовать практической подготовке к эффективному использованию мер и средств по снижению социальных угроз;
1.8
содействовать воспитанию личной культуры безопасного мышления, поведения и деятельности в различных условиях социальной среды.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия человека
2.1.2
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.3
Теория и методика обучения базовым видам спорта / гимнастика
2.1.4
Философия  
2.1.5
Безопасность жизнедеятельности
2.1.6
Физиология человека
2.1.7
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.8
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
2.1.9
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.10
Концепции современного естествознания
2.1.11
История (история России, всеобщая история)
2.1.12
Теория и методика обучения базовым видам спорта / легкая атлетика
2.1.13
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.14
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.1.15
Общая и социальная психология
2.1.16
Обеспечение безопасности жизнедеятельности  в образовательной организации
2.1.17
Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
2.1.18
Избранный вид спорта и руководство соревновательной деятельностью
2.1.19
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.20
Педагогика и психология физической культуры
2.1.21
Теория и методика обучения базовым видам спорта / плавание
2.1.22
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные игры
2.1.23
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.24
Психолого-педагогический практикум
2.1.25
Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт
2.1.26
2.1.27
Учебная ознакомительная практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы национальной безопасности и оборона государства
2.2.2
Охрана труда на производстве и ОО
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
2.2.3
Пожарная безопасность
2.2.4
Курсовая по безопасности жизнедеятельности
2.2.5
Система гражданской защиты населения
2.2.6
Валеология
2.2.7
История физической культуры
2.2.8
Лечебная физическая культура
2.2.9
Международное олимпийское движение
2.2.10
Спортивная медицина
2.2.11
Спортивная морфология
2.2.12
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные единоборства
2.2.13
Физиология высшей нервной деятельности
2.2.14
Физиология спорта
2.2.15
Обеспечение безопасности на транспорте
2.2.16
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.17
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.18
Международное олимпийское движение
2.2.19
Спортивная медицина
2.2.20
Спортивная морфология
2.2.21
Физиология высшей нервной деятельности
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.2: Оценивает и анализирует риски для жизнедеятельности при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, социального и техногенного происхождения, военных конфликтов; проектирует  безопасный образ жизни для обеспечения устойчивого развития природы и общества; демонстрирует приемы оказания первой помощи 
 
УК-8.3: Владеет навыками проектирования мероприятий по поддержке безопасных условий жизнедеятельности при угрозе и возникновении ЧС, военных конфликтов, по сохранению природной среды; навыками оказания первой помощи
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
общие закономерности возникновения, причины и последствия социальных опасностей, движущие силы, механизмы и факторы развития опасностей, сущность понятий «опасная и чрезвычайная ситуация социального характера», «социальный риск»;
3.1.2
виды опасных ситуаций и вредных факторов в социальной сфере; механизм их перерастания в ЧС регионального и глобального масштаба;
3.1.3
особенности массовых беспорядков, вооруженных конфликтов, экстремизма; черты современного терроризма и тоталитарных сект; социальные аспекты безопасности семьи, бытовой безопасности, опасности детской безнадзорности и девиантного поведения подростков;
3.1.4
основные направления и методы деятельности государственных и общественных структур, призванных защищать граждан от опасностей социального характера;
3.1.5
основные признаки социальных опасностей и происшествий, способы их прогнозирования и предотвращения;
3.1.6
основные элементы концепций, программ и систем обеспечения социальной безопасности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
самостоятельно использовать источники для пополнения своих знаний и педагогического арсенала;
3.2.2
выявлять и анализировать признаки, причины и условия возникновения опасных ситуаций социального характера;
3.2.3
оценивать вероятность и риски возникновения потенциальных социальных угроз для обучающихся и принимать меры к их предупреждению в условиях ОО;
3.2.4
предвидеть возникновение опасных или чрезвычайных ситуаций в быту, на улице, в сфере детского отдыха и туризма;
3.2.5
действовать и применять полученные умения и навыки в целях обеспечения безопасности обучающихся и воспитанников;
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
3.2.6
принимать своевременные меры предотвращения и ликвидации опасных ситуаций социального характера в ОО.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
профессиональным языком данной предметной области знания;
3.3.2
методами выявления, анализа и оценки различных видов социальных опасностей в сфере образования;
3.3.3
общими методами и принципами безопасного поведения в обществе, в быту и в образовательном учреждении;
3.3.4
методами формирования психологической устойчивости поведения обучающихся в условиях опасностей в ОО;
3.3.5
простейшими методиками оценки допустимого риска в сфере социальных отношений;
3.3.6
навыками поиска и трактовки информации о федеральных и региональных нормативных актах и программах обеспечения социальной безопасности.