МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Географии, биологии и методик их преподавания
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Опасные ситуации социального характера и защита от них
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
к.б.н., доцент, Хасанова А.Р.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: z44.03.05 ФК и БЖ 2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины: подготовить обучающихся к осуществлению безопасной профессиональной деятельности в системе образовательных учреждений, детского отдыха и туризма, к упреждающим комплексным действиям по защите жизни, здоровья обучающихся и воспитанников от социальных опасностей.
Задачи освоения дисциплины:
способствовать освоению необходимой теоретической базы, изучению понятийного аппарата и терминологии в области социальной безопасности;
сформировать представления об основах безопасности жизнедеятельности человека в социуме, о видах, сущности и закономерностях социально опасных ситуаций и явлений;
сформировать знания о принципах и методах обеспечения безопасности в социальной среде, о системе общественной безопасности и программах социальной защиты граждан в России и международной научить распознавать опасные ситуации и проявления их в обществе, предвидеть социальные риски и взаимосвязи опасных факторов;
обеспечить практическими навыками для использования методов прогнози¬рования, их развития и оценки последствий социальных опасностей;
способствовать практической подготовке к эффективному использованию мер и средств по снижению социальных угроз;
содействовать воспитанию личной культуры безопасного мышления, поведения и деятельности в различных условиях социальной среды.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Концепции современного естествознания
История (история России, всеобщая история)
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Безопасность жизнедеятельности
Учебная практика по безопасности жизнедеятельности
Теория и методика обучения базовым видам спорта / гимнастика
Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Психолого-педагогический практикум
Производственная практика по воспитательной работе
Возрастная и педагогическая психология
Общая и социальная психология
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
Теория и методика обучения базовым видам спорта / легкая атлетика
Теория и методика обучения базовым видам спорта / подвижные игры
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные игры
Теория и методика физической культуры и спорта
Технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями
Педагогика и психология физической культуры
Избранный вид спорта и руководство соревновательной деятельностью
Методы психолого-педагогического исследования
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Безопасное проведение спортивных и культурно-спортивных мероприятий
Обеспечение безопасности на транспорте
УП: z44.03.05 ФК и БЖ 2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
Основы национальной безопасности и оборона государства
Система гражданской защиты населения
Лечебная физическая культура
Охрана труда на производстве и ОО
Международное олимпийское движение
Курсовая работа по безопасности жизнедеятельности
Система гражданской защиты населения
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
История физической культуры
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.3: Владеет навыками проектирования мероприятий по поддержке безопасных условий жизнедеятельности при угрозе и возникновении ЧС, военных конфликтов, по сохранению природной среды; навыками оказания первой помощи
УК-8.2: Оценивает и анализирует риски для жизнедеятельности при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, социального и техногенного происхождения, военных конфликтов; проектирует безопасный образ жизни для обеспечения устойчивого развития природы и общества; демонстрирует приемы оказания первой помощи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
общие закономерности возникновения, причины и последствия социальных опасностей, движущие силы, механизмы и факторы развития опасностей, сущность понятий «опасная и чрезвычайная ситуация социального характера», «социальный риск»;
виды опасных ситуаций и вредных факторов в социальной сфере; механизм их перерастания в ЧС регионального и глобального масштаба;
особенности массовых беспорядков, вооруженных конфликтов, экстремизма; черты современного терроризма и тоталитарных сект; социальные аспекты безопасности семьи, бытовой безопасности, опасности детской безнадзорности и девиантного поведения подростков;
основные направления и методы деятельности государственных и общественных структур, призванных защищать граждан от опасностей социального характера;
основные признаки социальных опасностей и происшествий, способы их прогнозирования и предотвращения;
основные элементы концепций, программ и систем обеспечения социальной безопасности.
самостоятельно использовать источники для пополнения своих знаний и педагогического арсенала;
выявлять и анализировать признаки, причины и условия возникновения опасных ситуаций социального характера;
оценивать вероятность и риски возникновения потенциальных социальных угроз для обучающихся и принимать меры к их предупреждению в условиях ОО;
предвидеть возникновение опасных или чрезвычайных ситуаций в быту, на улице, в сфере детского отдыха и туризма;
действовать и применять полученные умения и навыки в целях обеспечения безопасности обучающихся и воспитанников;
принимать своевременные меры предотвращения и ликвидации опасных ситуаций социального характера в ОО.
профессиональным языком данной предметной области знания;
методами выявления, анализа и оценки различных видов социальных опасностей в сфере образования;
общими методами и принципами безопасного поведения в обществе, в быту и в образовательном учреждении;
УП: z44.03.05 ФК и БЖ 2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
методами формирования психологической устойчивости поведения обучающихся в условиях опасностей в ОО;
простейшими методиками оценки допустимого риска в сфере социальных отношений;
навыками поиска и трактовки информации о федеральных и региональных нормативных актах и программах обеспечения социальной безопасности.