2022-2023_ab44_03_05 ИиО п881_plx_Музееведение_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Музееведение
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
 
Форма обучения
очная
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Рафиков А.М.
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
18 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
54
54
54
54
Итого ауд.
72
72
72
72
Кoнтактная рабoта
72
72
72
72
Сам. работа
72
72
72
72
Итого
144
144
144
144
 
 
стр. 2
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся системы знаний и представлений в области музееведения и экскурсоведения, с учётом логических и содержательно-методических связей в предметных областях "История России. Всеобщая история", "Обществознание" и ориентации на становление личностных характеристик выпускника школы через урочную и внеурочную деятельность, формирование способности разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы, опираясь на опыт и знания музееведения.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы;
1.4
познакомить обучающихся с важнейшими направлениями деятельности музеев, культурным наследием региона, спецификой формирования музейных фондов, их изучением, построением экспозиций и выставок, развитием коммуникативной деятельности;
1.5
дать представление об экскурсионной деятельности, раскрыв общие и специфические признаки и функции экскурсии.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История средних веков
2.1.2
История древнего мира
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Культурология
2.2.2
Организация культурно-просветительской деятельности
2.2.3
Культурно-просветительская практика
2.2.4
История мировой культуры
2.2.5
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.6
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.7
Производственная культурно-просветительская практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-14: способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы
 
Знать:
 
основы разработки и реализации культурно-просветительских программ
 
 
Уметь:
 
проводить отбор содержания культурно-просветительских программ
 
 
Владеть:
 
навыками подбора содержания культурно-просветительских программ;
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
3.1
Знать:
основы разработки и реализации культурно-просветительских программ;

способы разработки и реализации культурно-просветительских программ;

методы разработки и реализации культурно-просветительских программ;

методики и технологии решения задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

методику и технологии синтеза знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории и обществознания;

основные термины, понятия и категории музееведения;

историю и современные тенденции развития музейного дела в России и мире;

методики работы в основных сферах музейной деятельности – научного комплектования, экспертизы, учета, хранения, научного описания и экспозиции музейных предметов и коллекций, культурно-образовательной деятельности;

сущность экскурсии, ее функции;

признаки экскурсии, ее классификационные типы;

основы музееведения в аспекте экскурсионно-выставочной работы;

последовательность этапов проектирования экскурсии;

методику проведения экскурсии;

организацию деятельности экскурсионного учреждения, должностные обязанности экскурсовода.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
проводить отбор содержания культурно-просветительских программ;

разрабатывать культурно-просветительские программы;

использовать методы разработки и реализации культурно-просветительских программ;

применять методику и технологии решения задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

применять методику и технологии синтеза знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории и обществознания;

составлять экскурсионную информацию;

собирать «портфель экскурсовода»;

подбирать и систематизировать материал для основной части экскурсий;

изучать и систематизировать передовой отечественный опыт в организации экскурсий;

проектировать экскурсию в соответствии с требованиями ГОСТ;

анализировать новые и пересматривать действующие государственные стандарты  и другие нормативные документы, направленные на организацию экскурсионной  деятельности;

разработать новые аспекты и адаптировать имеющуюся методику проведения экскурсии с учетом современных требований.

 
3.3
Владеть:
навыками подбора содержания культурно-просветительских программ;

навыками разработки  культурно-просветительских программ;

навыками разработки и реализации  культурно-просветительских программ;

методиками и технологиями решения задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

методикой и технологиями синтеза знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории и обществознания;

навыками работы с музейными предметами (классификация, нумерация и т.д.)и научно-фондовой работы;

навыками работы с музейной экспозицией при составлении плана проведения экскурсии;

навыками применения полученных знаний в качестве методологических принципов анализа музейного собрания, экспозиций и выставок, реставрации  и хранения музейных предметов и коллекций;

навыками создания методических разработок, технологических карт маршрутов, карточек (паспортов) и других документов, необходимых для осуществления экскурсионной деятельности;

навыками ведения экскурсии.