МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Психология семьи и семейного воспитания
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Начальное образование и Дошкольное образование
к.псх.н, Доцент, Хуснутдинова Р.Р.;
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины - формирование профессиональной компетентности обучающихся путем развития понимания психолого-педагогического феномена семьи и семейного воспитания, умений решать практические педагогические задачи, связанные с воспитанием детей в семье и разрешением семейных конфликтов.
Задачи освоения дисциплины:
- сформировать представление о психологически здоровой семье и видах неблагоприятных семей;
- создать условия для приобретения опыта анализа проблем семьи и воспитательной семейной сферы;
- познакомить с основными теориями и концепциями психологии семьи;
- познакомить с формами семейного воспитания в психологии;
- сформировать способность проведения профилактической, просветительской и коррекционной деятельности с родителями и их детьми.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Организация дошкольного образования
Основы логопедической работы в ДОО
Поликультурное образование
Производственная педагогическая практика в ДОО
Теория и технологии музыкального воспитания детей
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
Производственная педагогическая практика
Противодействие терроризму и экстремизму
Теория и технологии развития математических представлений у детей
Теория и технологии экологического образования детей
Методы психолого-педагогического исследования
Педагогика раннего возраста
Психолого-педагогический практикум
Теория и технологии развития речи у детей
Возрастная психология и педагогическая психология
История педагогики и образования
Организация культурно-просветительской деятельности
Основы профессионально-педагогического общения
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Теория и технологии физического воспитания детей
Теория начального математического образования
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Основы общей педагогики, введение в педагогическую деятельность
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
Работа с одарёнными детьми
Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
Тренинг педагогического общения
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Знания и умения, полученные при освоении дисциплины, реализуются в профессиональной деятельности
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОПК-2: способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
описывать социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
ОПК-3: готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса
основы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения учебно-воспитательного процесса
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
основы взаимодействия с участниками образовательного процесса;
взаимодействовать с участниками образовательного процесса (педагогами; обучающимися и их родителями);
навыками установления взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями для решения конкретных вопросов обучения, воспитания и развития
основные современные психолого-педагогические подходы по исследованию семьи;
проблемы в области современных брачно-семейных отношений;
основные закономерности, механизмы становления внутрисемейного пространства;
основные причины дисфункционального развития личности, детерминанты развития ребенка в семье;
особенности развития семьи, ее жизненный цикл;
стратегии и стили семейного воспитания и типичные ошибки семейного воспитания;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
проектировать и осуществлять исследование развития семьи, влияния семьи на отдельных её членов;
находить причину неблагоприятного варианта развития семьи и ее членов, методологически грамотно выделять проблему, анализировать ее и находить варианты преодоления неблагоприятных вариантов развития личности человека, обусловленных особенностями семейного взаимодействия;
составлять научно-методические рекомендации по вопросам профилактики семейного неблагополучия, семейного воспитания.
навыками анализа информации о системе внутрисемейных отношений;
разнообразными методиками исследования супружеских отношений;
навыками осуществления взаимодействия с семьей и ее субъектами;
навыками консультирования семьи и отдельных её членов.