2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Психология семьи и семейного воспитания_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Психология семьи и семейного воспитания
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
Форма обучения
заочная
Программу составил(и):
к.псх.н, Доцент, Хуснутдинова Р.Р.;
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
6
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
56
56
56
56
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
стр. 2
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формирование профессиональной компетентности обучающихся путем развития понимания психолого-педагогического феномена семьи и семейного воспитания, умений решать практические педагогические задачи, связанные с воспитанием детей в семье и разрешением семейных конфликтов.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
- сформировать представление о психологически здоровой семье и видах неблагоприятных семей;
1.4
- создать условия для приобретения опыта анализа проблем семьи и воспитательной семейной сферы;
1.5
- познакомить с основными теориями и концепциями психологии семьи;
1.6
- познакомить с формами семейного воспитания в психологии;
1.7
- сформировать способность проведения профилактической, просветительской и коррекционной деятельности с родителями и их детьми.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Организация дошкольного образования
2.1.2
Основы логопедической работы в ДОО
2.1.3
Поликультурное образование
2.1.4
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.1.5
Теория и технологии музыкального воспитания детей
2.1.6
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.1.7
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.1.8
Производственная педагогическая практика
2.1.9
Противодействие терроризму и экстремизму
2.1.10
Теория и технологии развития математических представлений у детей
2.1.11
Теория и технологии экологического образования детей
2.1.12
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.13
Образовательное право
2.1.14
Педагогика раннего возраста
2.1.15
Психолого-педагогический практикум
2.1.16
Теория и технологии развития речи у детей
2.1.17
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.18
История педагогики и образования
2.1.19
Организация культурно-просветительской деятельности
2.1.20
Основы профессионально-педагогического общения
2.1.21
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.22
Социальная психология
2.1.23
Теория и технологии физического воспитания детей
2.1.24
Теория начального математического образования
2.1.25
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.26
Детская психология
2.1.27
Дошкольная педагогика
2.1.28
Общая психология
2.1.29
Основы общей педагогики, введение в педагогическую деятельность
2.1.30
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.31
Теория обучения
2.1.32
Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
2.1.33
Работа с одарёнными детьми
2.1.34
Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)
2.1.35
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.1.36
Тренинг педагогического общения
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Знания и умения, полученные при освоении дисциплины, реализуются в профессиональной деятельности
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Уметь:
 
описывать социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Владеть:
 
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
 
ОПК-3:      готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса 
 
Знать:
 
основы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Уметь:
 
определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Владеть:
 
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
 
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
 
Знать:
 
основы взаимодействия с участниками образовательного процесса;
 
 
Уметь:
 
взаимодействовать с участниками образовательного процесса (педагогами; обучающимися и их родителями);
 
 
Владеть:
 
навыками установления взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями для решения конкретных вопросов обучения, воспитания и развития
 
 
 
3.1
Знать:
основные современные психолого-педагогические подходы по исследованию семьи;  

проблемы в области современных брачно-семейных отношений;

основные закономерности, механизмы становления внутрисемейного пространства;

основные причины дисфункционального развития личности, детерминанты развития ребенка в семье;

особенности развития семьи, ее жизненный цикл;

стратегии и стили семейного воспитания и типичные ошибки семейного воспитания;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
проектировать и осуществлять исследование развития семьи, влияния семьи на отдельных её членов;

находить причину неблагоприятного варианта развития семьи и ее членов, методологически грамотно выделять проблему, анализировать ее и находить варианты преодоления неблагоприятных вариантов развития личности человека, обусловленных особенностями семейного взаимодействия;

составлять научно-методические рекомендации по вопросам профилактики семейного неблагополучия, семейного воспитания.

 
3.3
Владеть:
навыками анализа информации о системе внутрисемейных отношений;  

разнообразными методиками исследования супружеских отношений;

навыками осуществления взаимодействия с семьей и ее субъектами;

навыками консультирования семьи и отдельных её членов.