2022-2023_b44_03_05 ИиО 281_plx_История России (XIX – начало ХХ вв_)_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
История России (XIX – начало ХХ вв.)
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
 
Программу составил(и):
Форма обучения
очная
д-р соц. наук, Профессор, Дырин С.П.
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
Итого
Недель
18 4/6
15 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
36
40
44
80
80
120
Практические
54
50
44
44
98
94
Итого ауд.
90
90
88
124
178
214
Кoнтактная рабoта
90
90
88
124
178
214
Сам. работа
90
90
92
92
182
182
Часы на контроль
36
72
36
72
72
Итого
216
252
216
216
432
468
 
 
стр. 2
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в изучении основных проблем, событий и фактов в истории России XIX в., раскрытии места данного периода в историческом процессе, определении важнейших направлений развития отечественного государства и общества, способностей анализировать основные этапы и закономерности исторического развития в новый период истории с учетом восприятия межкультурного разнообразия общества в социально-историческом контексте, для получения профессиональных качеств, необходимых для устойчивой конкурентоспособности на рынке труда в качестве учителя истории и обществознания.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
иметь научное представление об основных этапах, особенностях и закономерностях исторического развития Российского государства в XIX столетии -начале ХХ столетия;
1.4
изучить исторические даты, факты, события, характеризующие общественно-политические, социально-экономические и культурные закономерности развития России данного времени;
1.5
показать историю России данного периода через знание исторических личностей, развитие исторического пространства;
1.6
формировать историческое сознание посредством усвоения новых понятий и терминов, принятых в новейших теоретических и практических исследованиях;
1.7
сформировать умение выражать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения по проблемным вопросам истории России XIX в.;
1.8
формировать уважительное отношение к историческому наследию и культурным традициям разных групп населения в процессе межкультурного взаимодействия;
1.9
демонстрирует специальные научные знания в предметной области по истории России XIX в.;
1.10
демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Археология
2.1.2
История древнего мира
2.1.3
История России (с древнейших времен до конца XVIII в.)
2.1.4
Вспомогательные исторические дисциплины
2.1.5
История (история России, всеобщая история)
2.1.6
Исторический роман
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История России новейшего времени (ХХ-ХХI вв.)
2.2.2
Методика обучения истории
2.2.3
Новая история стран Европы и Америки
2.2.4
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.2.5
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.2.6
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.7
Основы вожатской деятельности
2.2.8
Производственная педагогическая вожатская практика
2.2.9
Историография
2.2.10
История философии
2.2.11
Культурология
2.2.12
Методика обучения обществознанию
2.2.13
Новейшая история стран Европы и Америки
2.2.14
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений
2.2.15
Производственная педагогическая практика
2.2.16
Социология
2.2.17
Учебная музейная практика
2.2.18
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.2.19
Политология
2.2.20
Правоведение
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
2.2.21
Производственная педагогическая практика
2.2.22
Экономика
2.2.23
Этика
2.2.24
Этнология и социальная антропология
2.2.25
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.26
История зарубежной литературы XIX-XX в.
2.2.27
Литература древней и средневековой Руси
2.2.28
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.29
Религиоведение
2.2.30
Актуальные проблемы Великой Отечественной войны
2.2.31
История русской литературы XIX-XX в.
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.1: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.1: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
этапы и закономерности исторического процесса России XIX в., основные понятия и даты исторического развития, основные приемы и техники их анализа для формирования гражданской позиции;
3.1.2
основные процессы истории России данного периода;
3.1.3
исторических деятелей, основные факты и явления, характеризующие целостность исторического процесса;
3.1.4
особенности исторического процесса, место данного периода в истории России;
3.1.5
дмонстрирует специальные научные знания в предметной области по истории России XIX в.;
3.1.6
демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать исторические проблемы, устанавливать  причинно-следственные связи;
3.2.2
выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий;
3.2.3
работать с историческими источниками и научной литературой;
3.2.4
работать с исторической картой, соотнося территориальные изменения в истории и современности;
3.2.5
выражать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения по проблемам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
3.2.6
выражать уважительное отношение к историческому наследию и культурным традициям разных групп населения в процессе межкультурного взаимодействия.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
оценивания исторического процесса через призму личной гражданской позиции;
3.3.2
ориентирования в историческом пространстве на основе территориальных изменений в контексте Российской империи XIX столетия;
3.3.3
анализа исторических событий и явлений в их временном развитии;
3.3.4
характеристики модели общественного развития, характерной для абсолютной монархии в России XIX столетия, альтернативных моделей, предлагаемых различными направлениями общественно-политического движения;
3.3.5
работы с историческими источниками с целью выявления и анализа основополагающих фактов развития России XIX в.
 
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx