МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Истории и методики ее преподавания
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
История России (XIX – начало ХХ вв.)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
д-р соц. наук, Профессор, Дырин С.П.
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины заключается в изучении основных проблем, событий и фактов в истории России XIX в., раскрытии места данного периода в историческом процессе, определении важнейших направлений развития отечественного государства и общества, способностей анализировать основные этапы и закономерности исторического развития в новый период истории с учетом восприятия межкультурного разнообразия общества в социально-историческом контексте, для получения профессиональных качеств, необходимых для устойчивой конкурентоспособности на рынке труда в качестве учителя истории и обществознания.
Задачи освоения дисциплины:
иметь научное представление об основных этапах, особенностях и закономерностях исторического развития Российского государства в XIX столетии -начале ХХ столетия;
изучить исторические даты, факты, события, характеризующие общественно-политические, социально-экономические и культурные закономерности развития России данного времени;
показать историю России данного периода через знание исторических личностей, развитие исторического пространства;
формировать историческое сознание посредством усвоения новых понятий и терминов, принятых в новейших теоретических и практических исследованиях;
сформировать умение выражать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения по проблемным вопросам истории России XIX в.;
формировать уважительное отношение к историческому наследию и культурным традициям разных групп населения в процессе межкультурного взаимодействия;
демонстрирует специальные научные знания в предметной области по истории России XIX в.;
демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
История России (с древнейших времен до конца XVIII в.)
Вспомогательные исторические дисциплины
История (история России, всеобщая история)
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
История России новейшего времени (ХХ-ХХI вв.)
Методика обучения истории
Новая история стран Европы и Америки
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
Основы вожатской деятельности
Производственная педагогическая вожатская практика
Методика обучения обществознанию
Новейшая история стран Европы и Америки
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений
Производственная педагогическая практика
Учебная музейная практика
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
Производственная педагогическая практика
Этнология и социальная антропология
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
История зарубежной литературы XIX-XX в.
Литература древней и средневековой Руси
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Актуальные проблемы Великой Отечественной войны
История русской литературы XIX-XX в.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-4.1: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
этапы и закономерности исторического процесса России XIX в., основные понятия и даты исторического развития, основные приемы и техники их анализа для формирования гражданской позиции;
основные процессы истории России данного периода;
исторических деятелей, основные факты и явления, характеризующие целостность исторического процесса;
особенности исторического процесса, место данного периода в истории России;
дмонстрирует специальные научные знания в предметной области по истории России XIX в.;
демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности.
анализировать исторические проблемы, устанавливать причинно-следственные связи;
выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий;
работать с историческими источниками и научной литературой;
работать с исторической картой, соотнося территориальные изменения в истории и современности;
выражать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения по проблемам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
выражать уважительное отношение к историческому наследию и культурным традициям разных групп населения в процессе межкультурного взаимодействия.
оценивания исторического процесса через призму личной гражданской позиции;
ориентирования в историческом пространстве на основе территориальных изменений в контексте Российской империи XIX столетия;
анализа исторических событий и явлений в их временном развитии;
характеристики модели общественного развития, характерной для абсолютной монархии в России XIX столетия, альтернативных моделей, предлагаемых различными направлениями общественно-политического движения;
работы с историческими источниками с целью выявления и анализа основополагающих фактов развития России XIX в.
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx