2022-2023_z44_03_05 БиГ 2262_plx_Методика обучения биологии_Биология и География
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Методика обучения биологии
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
 
Программу составил(и):
Форма обучения
заочная
Кандидат биологических  наук, доцент, Зарипова Р.С.
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
26
26
26
26
Кoнтактная рабoта
26
26
26
26
Сам. работа
213
213
213
213
Часы на контроль
13
13
13
13
Итого
252
252
252
252
 
 
стр. 2
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цели  освоения дисциплины:приобретение обучающимися практических умений и основных профессиональных компетенций, необходимых учителям биологии для выполнения профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС основного и среднего (полного) общего образования по биологии.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомление с ФГОС, примерными программами по биологии, требованиями к составлению рабочих программ, поурочных планов и внеурочных занятий;
1.4
формирование умений сравнительного анализа различных педагогических концепций авторов учебных программ, учебников, эффективных способов их реализации в учебном процессе;
1.5
освоение современных методов и технологий обучения и диагностики;
1.6
формирование умений проектировать образовательный процесс на основании образовательной программы по биологии в соответствии  с требованиями образовательных стандартов для достижения образовательных результатов обучения;
1.7
изучение особенностей организации современного процесса обучения биологии в разных типах школ общего образования
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Систематика растений и грибов
2.1.2
Зоология беспозвоночных
2.1.3
Зоология позвоночных
2.1.4
Физиология растений
2.1.5
Анатомия и морфология растений
2.1.6
Введение в профессию
2.1.7
Учебная практика (использование учебно-опытного участка в учебном процессе)
2.1.8
Гистология с основами эмбриологии
2.1.9
Цитология
2.1.10
Педагогика
2.1.11
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
2.1.12
Анатомия и морфология человека
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Решение профессиональных задач учителя биологии
2.2.2
Курсовая работа по  методике обучения биологии
2.2.3
Теория эволюции
2.2.4
Производственная педагогическая практика
2.2.5
Технология организации краеведческой работы в школе
2.2.6
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.7
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.8
2.2.9
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
2.2.10
Туризм в школе
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
ОПК-8.2: Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
стр. 3
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
ОПК-3.1: Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
 
ОПК-3.3: Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
 
ПК-2.3: Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Федеральные государственные образовательные стандарты,
3.1.2
примерные программы по биологии,
3.1.3
основы педагогической деятельности,
3.1.4
образовательные результаты обучающихся по биологии,
3.1.5
требования к разработке рабочих программ,
3.1.6
способы проектирования учебных занятий в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
3.1.7
формы организации обучения,
3.1.8
современные методы и технологии обучения и диагностики,
3.1.9
средства обучения биологии,
3.1.10
взаимосвязь всех элементов методической системы обучения;
3.1.11
особенности организации современного урока биологии.
3.1.12
способы проектирования воспитательной деятельности и методы ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой биологии
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проектировать образовательный процесс на основании образовательной программы по биологии в соответствии  с требованиями образовательных стандартов,
3.2.2
разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами предмета "Биология",
3.2.3
применять современные методы и технологии обучения и диагностики, том числе с использованием ИКТ,
3.2.4
применять различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
3.2.5
выявлять трудности в обучении и корректировать пути достижения образовательных результатов;
3.2.6
оценивать результаты учебной деятельности обучающихся;
3.2.7
проектировать воспитательную деятельность   в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой биологии
3.2.8
организовывать индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность учащихся с учетом
3.2.9
межличностных отношений в учебном коллективе;
3.2.10
организовывать индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность учащихся с учетом межличностных отношений в учебном коллективе;
3.2.11
использовать в образовательном процессе разнообразные образовательные ресурсы;
3.2.12
разрабатывать учебно-методические материалы для активизации познавательной деятельности учащихся и реализации дифференцированного подхода к ученикам в процессе обучения биологии;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способами поиска информации в профессиональных источниках(журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);
3.3.2
способами  разработки рабочих программ и поурочных планов по биологии в соответствии с требованиями образовательных стандартов,
3.3.3
навыками проектирования и проведения уроков и внеурочных занятий с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики,
3.3.4
методами и формами  организации и оценки различных видов внеурочной деятельности учащихся по биологии
 
стр. 4
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
3.3.5
методами контроля и оценки образовательных результатов обучающихся.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx