МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Географии, биологии и методик их преподавания
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Методика обучения биологии
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География
Кандидат биологических наук, доцент, Зарипова Р.С.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: z44.03.05 БиГ 2262.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цели освоения дисциплины:приобретение обучающимися практических умений и основных профессиональных компетенций, необходимых учителям биологии для выполнения профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС основного и среднего (полного) общего образования по биологии.
Задачи освоения дисциплины:
ознакомление с ФГОС, примерными программами по биологии, требованиями к составлению рабочих программ, поурочных планов и внеурочных занятий;
формирование умений сравнительного анализа различных педагогических концепций авторов учебных программ, учебников, эффективных способов их реализации в учебном процессе;
освоение современных методов и технологий обучения и диагностики;
формирование умений проектировать образовательный процесс на основании образовательной программы по биологии в соответствии с требованиями образовательных стандартов для достижения образовательных результатов обучения;
изучение особенностей организации современного процесса обучения биологии в разных типах школ общего образования
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Систематика растений и грибов
Анатомия и морфология растений
Учебная практика (использование учебно-опытного участка в учебном процессе)
Гистология с основами эмбриологии
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
Анатомия и морфология человека
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Решение профессиональных задач учителя биологии
Курсовая работа по методике обучения биологии
Производственная педагогическая практика
Технология организации краеведческой работы в школе
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
ОПК-8.2: Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
УП: z44.03.05 БиГ 2262.plx
ОПК-3.1: Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
ОПК-3.3: Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
ПК-2.3: Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Федеральные государственные образовательные стандарты,
примерные программы по биологии,
основы педагогической деятельности,
образовательные результаты обучающихся по биологии,
требования к разработке рабочих программ,
способы проектирования учебных занятий в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
формы организации обучения,
современные методы и технологии обучения и диагностики,
средства обучения биологии,
взаимосвязь всех элементов методической системы обучения;
особенности организации современного урока биологии.
способы проектирования воспитательной деятельности и методы ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой биологии
проектировать образовательный процесс на основании образовательной программы по биологии в соответствии с требованиями образовательных стандартов,
разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами предмета "Биология",
применять современные методы и технологии обучения и диагностики, том числе с использованием ИКТ,
применять различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
выявлять трудности в обучении и корректировать пути достижения образовательных результатов;
оценивать результаты учебной деятельности обучающихся;
проектировать воспитательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой биологии
организовывать индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность учащихся с учетом
межличностных отношений в учебном коллективе;
организовывать индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность учащихся с учетом межличностных отношений в учебном коллективе;
использовать в образовательном процессе разнообразные образовательные ресурсы;
разрабатывать учебно-методические материалы для активизации познавательной деятельности учащихся и реализации дифференцированного подхода к ученикам в процессе обучения биологии;
способами поиска информации в профессиональных источниках(журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);
способами разработки рабочих программ и поурочных планов по биологии в соответствии с требованиями образовательных стандартов,
навыками проектирования и проведения уроков и внеурочных занятий с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики,
методами и формами организации и оценки различных видов внеурочной деятельности учащихся по биологии
УП: z44.03.05 БиГ 2262.plx
методами контроля и оценки образовательных результатов обучающихся.
УП: z44.03.05 БиГ 2262.plx