2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Производственная педагогическая практика_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Производственная педагогическая практика
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
Форма обучения
очная
Программу составил(и):
к.филол.н., доц., Потанина А.В.;к.филол.н., доц., Хазиев Р.И.
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
8 (4.2)
Итого
Недель
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Руководство учебными и производственными практиками
4
4
8
8
12
12
В том числе в форме практ.подготовки
4
4
8
8
12
12
Кoнтактная рабoта
4
4
8
8
12
12
Сам. работа
104
104
208
208
312
312
Итого
108
108
216
216
324
324
 
 
стр. 2
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель производственной педагогической практики – закрепить, обобщить и подытожить полученные дисциплинарные, психолого-педагогические и методические знания в практической деятельности учителя русского языка и литературы; использовать возможности производственной практики для отработки профессиональных умений и опыта практической деятельности.
1.2
Задачами практики являются:
1.3
-развивать способность обучающихся к самоорганизации, потребность в педагогическом самообразовании и постоянном самосовершенствовании;
1.4
-способствовать формированию у обучающихся навыков использования базовых правовых знаний в различных сферах деятельности;
1.5
-способствовать формированию навыков установления коммуникативного взаимодействия в устной и письменной форме на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
1.6
-способствовать формированию готовности к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса;
1.7
-способствовать формированию готовности к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования;
1.8
-способствовать формированию навыков реализации образовательных программ по русскому языку и литературе в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
1.9
-способствовать развитию навыков использования современных методов и технологий обучения и диагностики;
1.10
-способствовать формированию готовности к взаимодействию с участниками образовательного процесса.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Выразительное чтение
2.1.2
Образовательное право
2.1.3
Правоведение
2.1.4
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.5
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.6
Профессиональная этика
2.1.7
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.8
Основы экологической культуры
2.1.9
Психолого-педагогический практикум
2.1.10
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.11
Детская литература
2.1.12
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
2.1.13
Педагогические технологии
2.1.14
Производственная культурно-просветительская практика
2.1.15
Стилистика
2.1.16
Иностранный язык
2.1.17
Русская диалектология
2.1.18
Социальная психология
2.1.19
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.20
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.21
Общая психология
2.1.22
Проектная деятельность при обучении русскому языку и литературе
2.1.23
Противодействие коррупции
2.1.24
Русский язык и культура речи
2.1.25
Теория обучения
2.1.26
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.27
Языковая картина мира
2.1.28
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.29
Фольклор
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.1.30
Типология текстов
2.1.31
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.1.32
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.33
Дифференцированный подход в обучении русскому языку
2.1.34
Коммуникативный практикум
2.1.35
Смысловое чтение
2.1.36
Функционально-содержательные типы диалогов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.2.2
Курсовая работа по литературе
2.2.3
Производственная  практика научно-исследовательская работа
2.2.4
Современная зарубежная литература
2.2.5
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.2.6
Современный литературный процесс
2.2.7
Филологический анализ текста
2.2.8
Документационное обеспечение образовательного процесса учителя словесности
2.2.9
Интерактивные технологии в обучении русскому языку
2.2.10
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.11
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.12
Современная русская литература
2.2.13
Производственная преддипломная практика
2.2.14
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.15
История лингвистических учений
2.2.16
Литература русского зарубежья
2.2.17
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.2.18
Основы этимологического анализа
2.2.19
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.20
Интерактивные технологии в обучении русской литературе
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-4:      способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия 
 
Знать:
 
основы коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
 
Уметь:
 
вступать в коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия 
 
 
Владеть:
 
навыками соблюдения культуры общения для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
 
 
ОК-6:      способностью к самоорганизации и самообразованию
 
Знать:
 
содержание процессов самоорганизации и самообразования
 
 
Уметь:
 
структурировать и планировать процессы самоорганизации и самообразования
 
 
Владеть:
 
навыками самоорганизации и саморегуляции при выполнении задач профессиональной деятельности
 
 
 
ОК-7:      способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности 
 
Знать:
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
основы правовых знаний в различных сферах деятельности образования
 
 
Уметь:
 
применять законы и другие нормативные правовые акты в различных сферах деятельности
 
 
Владеть:
 
навыками анализа законов и других нормативных правовых актов в различных сферах деятельности
 
 
 
ОПК-3:      готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса 
 
Знать:
 
основы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Уметь:
 
определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Владеть:
 
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
 
ОПК-4:      готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования
 
Знать:
 
структуру и виды нормативных правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность в сфере образования
 
 
Уметь:
 
использовать базовые правовые знания при решении различных профессиональных задач
 
 
Владеть:
 
навыками использования нормативно-правовой базы для решения профессиональных задач  сферы образования
 
 
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основы реализации образовательной программы по учебным предметам "Русский язык" и "Литература" в соответствии с ФГОС
 
 
Уметь:
 
реализовывать образовательную программу по учебным предметам "Русский язык" и "Литература" в соответствии с требованиями ФГОС
 
 
Владеть:
 
навыками составления образовательной программы на основе методических разработок в области русского языка и литературы  в соответствии с требованиями ФГОС 
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностик
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
 
 
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Владеть:
 
формулировать цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности
 
 
 
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Знать:
 
основы взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
 
Уметь:
 
взаимодействовать с участниками образовательного процесса (педагогами; обучающимися и их родителями)
 
 
Владеть:
 
навыками установления взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями для решения конкретных вопросов обучения, воспитания и развития
 
 
 
3.1
Знать:
основы коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности;

основные правовые документы, регламентирующие педагогическую деятельность обучающегося на практике;

психологические приемы изучения личности обучающихся, классного коллектива, анализа учебной и внеучебной деятельности;

способы построения межличностных отношений в группах различного возраста;

методы психологической и педагогической диагностики;

нормативно-правовые документы в  сфере образования;

правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования.

требования Федерального Государственного стандарта основного общего образования, предъявляемые к обязательному минимуму содержания и к уровню подготовки выпускников

содержание  предметов «Русский язык» и «Литература»

современные методы и технологии обучения и диагностики

основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога

задачи, критерии и закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

способы организации взаимодействия с обучающимися

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
вступать в коммуникацию в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

самостоятельно определять цели и задачи самоорганизации и самообразования для выполнения профессиональной деятельности;

организовать свою педагогическую деятельность на практике с учетом требований правовых документов;

бесконфликтно общаться с различными участниками образовательного процесса;

учитывать в педагогическом взаимодействии возрастные, психологические, индивидуальные особенности обучающихся;

осуществлять воспитательную работу в коллективе, максимально используя развивающий потенциал предметов «Русский язык» и «Литература»;

создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;

организовывать учебную, внеучебную деятельность обучающихся в соответствии  с образовательной программой по предметам «Русский язык» и «Литература»;

применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;

анализировать задачи, критерии и закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

профессионально взаимодействовать с участниками образовательного процесса.

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.3
Владеть:
навыками соблюдения культуры общения для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

навыками установления коммуникативного взаимодействия в устной и письменной форме на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

технологиями организации процесса самообразования; приемами целеполагания во временной перспективе, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности;

навыками анализа законов и других нормативных правовых актов в различных сферах деятельности;

навыками работы с нормативными актами и их применения в практических целях профессиональной деятельности;

навыками осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;

навыками постановки учебно-воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных и социально-психологических особенностей ученического коллектива;

навыками использования методов и приемов воспитания средствами предметов «Русский язык» и «Литература»;

навыками работы с нормативно-правовыми документами в сфере образования;

навыками проектирования уроков русского языка и литературы в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся;

навыками формулировки целей и задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности;

навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся;

навыками взаимодействия и сотрудничества  участниками образовательного процесса в предметных областях «Русский язык» и «Литература».