2022-2023_z44_03_05 РЯиЛ 2034 гр__plx_Производственная педагогическая практика_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Производственная педагогическая практика
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
Программу составил(и):
Форма обучения
заочная
к.филол.н., доц., Потанина А.В.;к.филол.н., доц., Хазиев Р.И.
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Руководство учебными и производственными практиками
7
7
7
7
В том числе в форме практ.подготовки
7
7
7
7
Кoнтактная рабoта
7
7
7
7
Сам. работа
525
525
525
525
Часы на контроль
8
8
8
8
Итого
540
540
540
540
 
 
стр. 2
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель производственной педагогической практики – сформировать профессионально-значимые компетенции будущего учителя для работы в области преподавания русского языка и литературы в различных типах школ; сформировать умения использовать теоретические знания для решения конкретных педагогических задач.
1.2
Задачами производственной педагогической практики, в соответствии с трудовыми функциями определенными профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н, являются:
1.3
-способствовать приобретению практических умений и навыков осуществления урочной и внеурочной деятельности в соответствии с предметной областью согласно профилям подготовки;
1.4
-сформировать навык выявления и анализа различных способов решения задач в рамках цели проекта и аргументации их выбора;
1.5
-развивать умение поиска необходимой информации для решения стандартных коммуникативных задач с применением ИКТ-технологий;
1.6
-научить применять профессиональные коммуникативные стратегии и тактики при решении профессиональных задач;
1.7
-способствовать приобретению практических умений и навыков взаимодействия с учетом национальных и социокультурных особенностей;
1.8
-сформировать навык использования средств и методов физической культуры, необходимых для планирования и реализации профессиональной деятельности;
1.9
-сформировать навыки проектирования мероприятий по поддержке безопасных условий жизнедеятельности при угрозе и возникновении ЧС, военных конфликтов, по сохранению природной среды; навыки оказания первой помощи;
1.10
-способствовать приобретению практических умений и навыков использования  различных приемов мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
1.11
-сформировать навык применения различных диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
1.12
-способствовать приобретению практических умений и навыков выстраивания образовательного процесса в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности.
1.13
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.2
Методика обучения предмету "Литература"
2.1.3
Методика обучения предмету "Русский язык"   
2.1.4
Организация внеучебной деятельности
2.1.5
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.1.6
Учебная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.7
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья  
2.1.8
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.9
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.1.10
Производственная культурно-просветительская практика
2.1.11
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.12
Экономика
2.1.13
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.14
Образовательное право   
2.1.15
Основы ораторского мастерства
2.1.16
Практикум по орфографии и пунктуации
2.1.17
Психолого-педагогический практикум
2.1.18
Теория и технология обучения
2.1.19
Учебная практика по получению первичных навыков ведения образовательной деятельности по предметам: "Русский язык" и "Литература"
 
стр. 3
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
2.1.20
Иностранный язык
2.1.21
История русского литературного языка
2.1.22
Общая и социальная психология
2.1.23
Правоведение  
2.1.24
Производственная практика по внеурочной работе
2.1.25
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.26
Теория и технология  воспитания   
2.1.27
Безопасность жизнедеятельности
2.1.28
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.29
История (история России, всеобщая история)
2.1.30
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.31
Речеведение
2.1.32
Стилистика
2.1.33
Учебная ознакомительная практика
2.1.34
Учебная ознакомительная практика по профилю
2.1.35
Введение в литературоведение
2.1.36
Введение в языкознание
2.1.37
Интерактивные технологии в обучении русскому языку и литературе
2.1.38
Концепции современного естествознания
2.1.39
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.40
Русский язык и культура речи
2.1.41
Физическая культура и спорт
2.1.42
Философия  
2.1.43
Фольклор
2.1.44
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе
2.1.45
Педагогическая риторика
2.1.46
Циклические виды спорта
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Документационное обеспечение образовательного процесса учителя русского языка и литературы
2.2.2
Организация дополнительного образования (по второму профилю)  Организация культурно-просветительской деятельности
2.2.3
Проблемы изучения русского языка как неродного
2.2.4
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.5
Курсовая работа по литературе
2.2.6
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.7
Производственная преддипломная практика
2.2.8
Коммуникативный практикум на уроках русского языка
2.2.9
Проблемы изучения русского языка как иностранного
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.3: Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-8.2: Осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-8.5: Владеет методами анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
 
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.1: Формулирует образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-5.4: Формулирует выявленные трудности в обучении и корректирует пути достижения образовательных результатов
 
стр. 4
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
ОПК-5.3: Применяет различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
ОПК-5.2: Осуществляет отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.2: Применяет различные приемы мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-3.1: Умеет определять и формулировать цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС
 
ОПК-3.5: Применяет формы, методы, приемы и средства организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.4: Демонстрирует умение разрабатывать планируемые результаты обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
ОПК-2.3: Демонстрирует умение разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой(ых) учебных дисциплин, в том числе с использованием ИКТ
 
ОПК-2.2: Осуществляет разработку программ отдельных учебных предметов, в том числе программ дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
ОПК-2.1: Демонстрирует знание основных компонентов основных и дополнительных образовательных программ
 
 
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
ОПК-1.4: Выстраивает образовательный процесс в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
 
ОПК-1.3: Организует образовательную среду в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
 
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.1: Знает природные, социальные и техногенные факторы, оказывающие воздействие на жизнедеятельность; условия, необходимые для устойчивого развития природы и общества; основы оказания первой помощи
 
УК-8.2: Оценивает и анализирует риски для жизнедеятельности при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, социального и техногенного происхождения, военных конфликтов; проектирует  безопасный образ жизни для обеспечения устойчивого развития природы и общества; демонстрирует приемы оказания первой помощи 
 
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
УК-7.1: Умеет использовать средства и методы физической культуры, необходимые для планирования и реализации физкультурно - педагогической деятельности
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.3: Умеет выстраивать взаимодействие с учетом национальных и социокультурных особенностей
 
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.1: Проводит декомпозицию поставленной цели проекта в задачах
 
УК-2.5: Выявляет и анализирует различные способы решения задач в рамках цели проекта и аргументирует их выбор
 
УК-2.3: Демонстрирует умение определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта
 
УК-2.2: Демонстрирует знание правовых норм достижения поставленной цели в сфере реализации проекта
 
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.6: Осуществляет поиск необходимой информации для решения стандартных коммуникативных задач с применением ИКТ-технологий
 
УК-4.7: Осуществляет выбор коммуникативных стратегий и тактик при ведении деловых переговоров
 
 
ОПК-9: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
стр. 5
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
ОПК-9.3: Владеет  навыками использования принципов работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
-правовые нормы достижения поставленной цели в сфере реализации проекта;
3.1.2
-основы деловой коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах);
3.1.3
-особенности использования ИКТ-технологий для поиска необходимой информации при решении стандартных коммуникативных задач;
3.1.4
-межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
3.1.5
-средства и методы физической культуры, необходимые для планирования и реализации физкультурно-педагогической деятельности;
3.1.6
-природные, социальные и техногенные факторы, оказывающие воздействие на жизнедеятельность;  
3.1.7
-условия, необходимые для устойчивого развития природы и общества; основы оказания первой помощи;
3.1.8
-основы профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;
3.1.9
-основные компоненты основных и дополнительных образовательных программ;
3.1.10
-цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС;
3.1.11
-приемы мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
3.1.12
-формы, методы, приемы и средства организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
3.1.13
-образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки;
3.1.14
-диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
3.1.15
-психофизиологические, возрастные, познавательные особенности обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями;
3.1.16
-методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний;
3.1.17
-принципы работы современных информационных технологий при решении задач профессиональной деятельности.
3.1.18
3.1.19
3.1.20
3.1.21
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
-определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта;
3.2.2
-осуществлять поиск необходимой информации для решения стандартных коммуникативных задач с применением ИКТ-технологий;
3.2.3
-выбирать коммуникативные стратегии и тактики при ведении деловых переговоров;
3.2.4
-выстраивать взаимодействие с учетом национальных и социокультурных особенностей;
3.2.5
-использовать средства и методы физической культуры, необходимые для планирования и реализации физкультурно-педагогической деятельности;
3.2.6
-оценивать и анализировать риски для жизнедеятельности при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, социального и техногенного происхождения, военных конфликтов;
3.2.7
-проектировать  безопасный образ жизни для обеспечения устойчивого развития природы и общества;
3.2.8
-демонстрировать приемы оказания первой помощи;
3.2.9
-организовывать образовательную среду в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности;
3.2.10
-разрабатывать программы отдельных учебных предметов, в том числе программы дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки);
3.2.11
-определять и формулировать цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС;
 
стр. 6
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
3.2.12
-применять различные приемы мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
3.2.13
-применять формы, методы, приемы и средства организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
3.2.14
-осуществлять отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
3.2.15
-осуществлять трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями;
3.2.16
-осуществлять урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки;
3.2.17
-использовать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности.
3.2.18
3.2.19
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
-навыком выявления и анализа различных способов решения задач в рамках цели проекта и аргументации их выбора;
3.3.2
-навыком  поиска необходимой информации для решения стандартных коммуникативных задач с применением ИКТ-технологий;
3.3.3
-навыком выбора коммуникативных стратегий и тактик при ведении деловых переговоров;
3.3.4
-навыком взаимодействия с учетом национальных и социокультурных особенностей;
3.3.5
-навыком использования средств и методов физической культуры, необходимых для планирования и реализации физкультурно-педагогической деятельности;
3.3.6
-навыками проектирования мероприятий по поддержке безопасных условий жизнедеятельности при угрозе и возникновении ЧС, военных конфликтов, по сохранению природной среды;
3.3.7
-навыками оказания первой помощи;
3.3.8
-навыком выстраивания образовательного процесса в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности;
3.3.9
-навыком разработки программы развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой(ых) учебных дисциплин, в том числе с использованием ИКТ;
3.3.10
-навыком разработки планируемых результатов обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки);
3.3.11
-навыком определения и формулировки целей и задач учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС;
3.3.12
-навыком применения различных приемов мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
3.3.13
-навыком применения форм, методов, приемов и средств организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
3.3.14
-навыком применения различных диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
3.3.15
-опытом выявления трудностей в обучении и корректировки путей достижения образовательных результатов;
3.3.16
-методами анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний;
3.3.17
-навыком применения современных информационных технологий для решения задач профессиональной деятельности.
3.3.18
3.3.19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
стр. 7
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx