2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Современная русская литература_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Современная русская литература
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
Форма обучения
очная
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Окишева Карина Анатольевна
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
12
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
30
30
30
30
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44
44
44
44
Сам. работа
100
100
100
100
Итого
144
144
144
144
 
 
стр. 2
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: ознакомление обучающихся с лучшими образцами современной русской литературы, культурой постмодернизма, с его нравственно-философскими исканиями для формирования научного мировоззрения и решения задач духовно-нравственного развития и воспитания
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
привить навыки научного анализа литературоведческих явлений, возникающих в учебно-воспитательном процессе
1.4
сформировать умение научно обосновывать собственную позицию при анализе литературоведческих явлений, возникающих в учебно-воспитательном процессе
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Философия
2.1.2
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.3
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.4
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.5
Основы экологической культуры
2.1.6
Общая психология
2.1.7
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.1.8
История зарубежной литературы
2.1.9
История русской литературы
2.1.10
Курсовая работа по литературе
2.1.11
Литературоведческий анализ художественного текста
2.1.12
Производственная  практика научно-исследовательская работа
2.1.13
Современная зарубежная литература
2.1.14
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.15
Современный литературный процесс
2.1.16
Теория и практика русской орфографии
2.1.17
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.1.18
Курсовая работа по русскому языку
2.1.19
Методика обучения литературе
2.1.20
Проектирование элективных курсов по русскому языку
2.1.21
Производственная педагогическая практика
2.1.22
Современный русский язык
2.1.23
Теория языка
2.1.24
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.1.25
Методика обучения русскому языку
2.1.26
Теория литературы
2.1.27
Выразительное чтение
2.1.28
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.29
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.30
Детская литература
2.1.31
История русского литературного языка
2.1.32
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
2.1.33
Практикум по орфографии и пунктуации
2.1.34
Стилистика
2.1.35
Активные процессы в современном русском языке
2.1.36
Русская диалектология
2.1.37
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.38
Противодействие коррупции
2.1.39
Старославянский язык
2.1.40
Фольклор
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.1.41
История лингвистических учений
2.1.42
Лингвистический анализ художественного текста
2.1.43
Литература русского зарубежья
2.1.44
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.1.45
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.1.46
Основы этимологического анализа
2.1.47
История литературной критики
2.1.48
Типология текстов
2.1.49
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.50
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.51
Функционально-содержательные типы диалогов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1:      способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения 
 
Знать:
 
основные понятия и закономерности в области литературоведения в аспекте формирования научного мировоззрения;
 
 
Уметь:
 
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат в области литературоведения для формирования научного мировоззрения;
 
 
Владеть:
 
методами научного анализа теоретических источников по литературе в аспекте формирования научного мировоззрения;
 
 
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

 
 
Владеть:
 
навыками формулирования  целей и задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
 
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.1
Знать:
основные понятия и закономерности в области литературоведения в аспекте формирования научного мировоззрения;

характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения;

методологию науки в аспекте формирования научного мировоззрения;

задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности;

закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;

критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;

основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат в области литературоведения для формирования научного мировоззрения;

анализировать основные характеристики литературоведческих явлений в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение;

научно обосновывать собственную позицию при анализе литературоведческих явлений, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение;

анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды;

подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;

оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;

проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета

 
3.3
Владеть:
научного анализа теоретических источников по литературе в аспекте формирования научного мировоззрения;

анализа философских и социогуманитарных первоисточников по заданным критериям для формирования научного мировоззрения;

выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при литературоведческом анализе;

формулирования целей и задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности;

планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся;

разрабатывания программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;

конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;

проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета