МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Русской и татарской филологии
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Филологический анализ текста
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
Кандидат филологических наук, доцент, Глухова Ольга Петровна
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины заключается в
формировании способностей применения предметных знаний в образовательном процессе для достижения образовательных результатов.
Задачи освоения дисциплины:
изучить основные признаки текста, текстовые категории, текстообразующие возможности языковых единиц разных уровней, а также разнообразие текстов, структурирующихся по определенным типологическим критериям;
создать чёткое представление о различных подходах к филологическому анализу текстов: семиотическому, типологическому, философско-эстетическому, историческому, комплексному;
обучить студентов комплексному анализу художественных произведений различных жанров, рассматривая каждый текст как целостное и неразрывное единство формы и содержания, для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Компетентностный подход в обучении русскому языку
Курсовая работа по русскому языку
Методика обучения литературе
Производственная педагогическая практика
Курсовая работа по методикам обучения предметам
Методика обучения русскому языку
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Возрастная психология и педагогическая психология
История русского литературного языка
Основные аспекты обучения связной письменной речи
Практикум по орфографии и пунктуации
Активные процессы в современном русском языке
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
Русский язык и культура речи
Функционально-содержательные типы диалогов
Основные аспекты обучения связной письменной речи
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
Функционально-содержательные типы диалогов
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОК-4: способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
основы коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
вступать в коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
навыками соблюдения культуры общения для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
Использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
Навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
особенности функционирования языковых единиц разных уровней;
основные единицы речевого общения, специфику публичной речи, речевые тактики;
модели речевой коммуникации;
основные понятия о функциях языка, соотношении языка и мышления;
основные понятия о роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка;
грамматическое строение, значение и функциональную роль в речи языковых единиц;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их семантики, структуры и функционирования речи;
анализировать языковые явления и факты, публичную речь, речевые тактики;
использовать модели речевой коммуникации;
анализировать конструкции в различных аспектах их содержания, формы и функций;
квалифицированно интерпретировать различные
типы текстов;
оценивать языковые единицы с точки зрения нормативности их употребления, синонимических и стилистических возможностей;
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
приёмами лингвистического анализа единиц разных уровней;
приёмами анализа языковых явлений и фактов, приёмами анализа публичной речи, речевых тактик;
приёмами анализа моделей речевой коммуникации;
основными методами лингвистического анализа, системой основных понятий и терминов языкознания;
коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами;
умением адекватно использовать языковые нормы при решении профессиональных задач.