2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Функциональная грамматика русского языка_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Функциональная грамматика русского языка
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
Форма обучения
очная
Программу составил(и):
кандидат  филологических наук, доцент, Глухова Ольга Петровна
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
10 (5.2)
Итого
Недель
14 5/6
12
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
14
14
24
24
Практические
10
10
30
30
40
40
Итого ауд.
20
20
44
44
64
64
Кoнтактная рабoта
20
20
44
44
64
64
Сам. работа
16
16
28
28
44
44
Итого
36
36
72
72
108
108
 
 
стр. 2
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании способности анализировать результаты научных исследований, применяя их при решении конкретных научно-исследовательских задач   в области современного русского языка в единстве структурно-семантического и  функционального и подходов к анализу единиц.
1.2
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
сформировать представление о современном состоянии и тенденциях развития  современного русского языка, используя основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения;
1.5
1.6
совершенствовать систему лингвистических знаний, включающую  знание основных явлений на всех уровнях языка;
1.7
1.8
сформировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции, используя возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
1.9
дать сведения об основных методах и приемах лингвистического исследования; 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.1.2
Курсовая работа по русскому языку
2.1.3
Методика обучения литературе
2.1.4
Современный русский язык
2.1.5
Теория языка
2.1.6
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.1.7
Методика обучения русскому языку
2.1.8
Теория литературы
2.1.9
Философия
2.1.10
Типология текстов
2.1.11
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.12
Основы экологической культуры
2.1.13
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.14
История русского литературного языка
2.1.15
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.16
Практикум по орфографии и пунктуации
2.1.17
Стилистика
2.1.18
Активные процессы в современном русском языке
2.1.19
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.20
Русская диалектология
2.1.21
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.22
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.23
Общая психология
2.1.24
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.25
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.26
Старославянский язык
2.1.27
Фольклор
2.1.28
Типология текстов
2.1.29
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.30
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.31
Функционально-содержательные типы диалогов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1:      способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения 
 
Знать:
 
основные категории и понятия в аспекте формирования научного мировоззрения;
 
 
Уметь:
 
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат для формирования научного мировоззрения;

 
 
Владеть:
 
методами научного анализа теоретических источников по в аспекте формирования научного мировоззрения;

 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;

 
 
Уметь:
 
Использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;

 
 
 
3.1
Знать:
научные достижения в вопросах  современного языкознания;   

результаты научных исследований в области межкультурной коммуникации;

теорию проектирования,  конструирования, моделирования структуры и содержания образовательного процесса в области филологии;

основные понятия о функциях языка, соотношении языка и мышления;

основные понятия о роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка;

грамматическое строение, значение и функциональную роль в речи  языковых единиц;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
ориентироваться в современных научных направлениях  и парадигмах;

совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития;

анализировать конструкции в различных  аспектах их содержания, формы и функций;

квалифицированно интерпретировать различные типы текстов;

оценивать языковые единицы с точки зрения нормативности их употребления, синонимических и стилистических возможностей;

 
3.3
Владеть:
способностью  к самостоятельному обучению новым методам исследования;

навыками квалифицированного анализа результатов научных исследований;

навыками реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и  методологий;

основными методами лингвистического анализа,  системой основных понятий и терминов языкознания;

коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами;

умением  адекватно использовать языковые нормы при решении профессиональных задач.