МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Русской и татарской филологии
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Функциональная грамматика русского языка
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
кандидат филологических наук, доцент, Глухова Ольга Петровна
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины заключается в формировании способности анализировать результаты научных исследований, применяя их при решении конкретных научно-исследовательских задач в области современного русского языка в единстве структурно-семантического и функционального и подходов к анализу единиц.
Задачи освоения дисциплины:
сформировать представление о современном состоянии и тенденциях развития современного русского языка, используя основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения;
совершенствовать систему лингвистических знаний, включающую знание основных явлений на всех уровнях языка;
сформировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции, используя возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
дать сведения об основных методах и приемах лингвистического исследования;
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Компетентностный подход в обучении русскому языку
Курсовая работа по русскому языку
Методика обучения литературе
Курсовая работа по методикам обучения предметам
Методика обучения русскому языку
Методы психолого-педагогического исследования
Основы экологической культуры
Возрастная психология и педагогическая психология
История русского литературного языка
Основные аспекты обучения связной письменной речи
Практикум по орфографии и пунктуации
Активные процессы в современном русском языке
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
Функционально-содержательные типы диалогов
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
Основные аспекты обучения связной письменной речи
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
Функционально-содержательные типы диалогов
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОК-1: способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения
основные категории и понятия в аспекте формирования научного мировоззрения;
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат для формирования научного мировоззрения;
методами научного анализа теоретических источников по в аспекте формирования научного мировоззрения;
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
Использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
Навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
научные достижения в вопросах современного языкознания;
результаты научных исследований в области межкультурной коммуникации;
теорию проектирования, конструирования, моделирования структуры и содержания образовательного процесса в области филологии;
основные понятия о функциях языка, соотношении языка и мышления;
основные понятия о роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка;
грамматическое строение, значение и функциональную роль в речи языковых единиц;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
ориентироваться в современных научных направлениях и парадигмах;
совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития;
анализировать конструкции в различных аспектах их содержания, формы и функций;
квалифицированно интерпретировать различные типы текстов;
оценивать языковые единицы с точки зрения нормативности их употребления, синонимических и стилистических возможностей;
способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования;
навыками квалифицированного анализа результатов научных исследований;
навыками реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий;
основными методами лингвистического анализа, системой основных понятий и терминов языкознания;
коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами;
умением адекватно использовать языковые нормы при решении профессиональных задач.