2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Функционально-содержательные типы диалогов_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Функционально-содержательные типы диалогов
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
Форма обучения
очная
Программу составил(и):
         Кандидат филологических наук,         доцент,    Глухова Ольга Петровна                                
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
стр. 2
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании способности к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке с соблюдением всех норм профессиональной этики и речевой культуры.
1.2
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
1.5
совершенствовать навыки речевой культуры;
1.6
осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском  языке для решения задач профессиональной деятельности;
1.7
привить навыки определения функционально-содержательных типов диалогов в соответствии с ведущими функциями:
1.8
информационно-коммуникативной (логической), реляционно-коммуникативной (волевой), аффективно-коммуникативной (эмоционально-аффективной) для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Старославянский язык
2.1.2
2.1.3
Фольклор
2.1.4
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Активные процессы в современном русском языке
2.2.2
История русской литературы
2.2.3
Практикум по орфографии и пунктуации
2.2.4
Русская диалектология
2.2.5
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.2.6
Возрастная психология и педагогическая психология
2.2.7
История русского литературного языка
2.2.8
Методика обучения русскому языку
2.2.9
Стилистика
2.2.10
Теория литературы
2.2.11
История зарубежной литературы
2.2.12
Методика обучения литературе
2.2.13
Выразительное чтение
2.2.14
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.15
Профессиональная этика
2.2.16
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.2.17
Производственная педагогическая практика
2.2.18
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.2.19
Курсовая работа по русскому языку
2.2.20
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.2.21
Курсовая работа по литературе
2.2.22
Литературоведческий анализ художественного текста
2.2.23
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
2.2.24
Современная зарубежная литература
2.2.25
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.2.26
Теория и практика русской орфографии
2.2.27
Филологический анализ текста
2.2.28
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.29
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.2.30
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.31
Производственная преддипломная практика
2.2.32
Современная русская литература
2.2.33
Русский язык в условиях билингвизма
2.2.34
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.35
Педагогическая риторика
2.2.36
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.2.37
Типология текстов
2.2.38
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.39
Функциональная грамматика русского языка
2.2.40
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.2.41
Литература русского зарубежья
2.2.42
Основы этимологического анализа
2.2.43
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.44
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-4:      способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия 
 
Знать:
 
основы коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
 
Уметь:
 
вступать в коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия 
 
 
Владеть:
 
навыками соблюдения культуры общения для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
 
 
ОПК-5:      владением основами профессиональной этики и речевой культуры 
 
Знать:
 
основы профессиональной этики и речевой культуры
 
 
Уметь:
 
выделять основные характеристики  профессиональной этики и речевой культуры
 
 
Владеть:
 
навыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.1
Знать:
особенности функционирования языковых единиц разных уровней;

основные единицы речевого общения, специфику  публичной речи, речевые тактики;

модели речевой коммуникации;

основные требования к различным жанрам устной и письменной коммуникации на русском  языке для решения задач профессиональной деятельности

языковые нормы, типы и виды речевой коммуникации

закономерности коммуникации, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи

основные понятия о функциях языка, соотношении языка и мышления

основные понятия о роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка

грамматическое строение, значение и функциональную роль в речи  языковых единиц

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их семантики, структуры и функционирования речи

анализировать языковые явления и факты, публичную речь, речевые тактики

использовать модели речевой коммуникации

применять  технологии профессиональной коммуникации в устной и письменной формах на русском языке;

использовать знание языковых норм, типов и видов речевой коммуникации;

вступать в коммуникацию в устной и письменной форме с учётом специфики нормативных, коммуникативных, этических аспектов устной и письменной речи;

анализировать конструкции в различных  аспектах их содержания, формы и функций;

квалифицированно интерпретировать различные типы текстов;

оценивать языковые единицы с точки зрения нормативности их употребления, синонимических и стилистических возможностей;

 
3.3
Владеть:
приёмами лингвистического анализа единиц разных уровней

приёмами анализа языковых явлений и фактов, приёмами анализа публичной речи, речевых тактик

приёмами анализа  моделей речевой коммуникации

навыками профессиональной коммуникации на русском языке;

лексическими, орфоэпическими и грамматическими нормами русского литературного языка для создания на русском языке грамотных  текстов;  

навыками использования моделей вербальной коммуникации;

основными методами лингвистического анализа,  системой основных понятий и терминов языкознания;

коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами;

умением  адекватно использовать языковые нормы при решении профессиональных задач.