МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Русской и татарской филологии
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Функционально-содержательные типы диалогов
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
Кандидат филологических наук, доцент, Глухова Ольга Петровна
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины заключается в формировании способности к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке с соблюдением всех норм профессиональной этики и речевой культуры.
Задачи освоения дисциплины:
совершенствовать навыки речевой культуры;
осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском языке для решения задач профессиональной деятельности;
привить навыки определения функционально-содержательных типов диалогов в соответствии с ведущими функциями:
информационно-коммуникативной (логической), реляционно-коммуникативной (волевой), аффективно-коммуникативной (эмоционально-аффективной) для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Активные процессы в современном русском языке
История русской литературы
Практикум по орфографии и пунктуации
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
Возрастная психология и педагогическая психология
История русского литературного языка
Методика обучения русскому языку
История зарубежной литературы
Методика обучения литературе
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Курсовая работа по методикам обучения предметам
Производственная педагогическая практика
Компетентностный подход в обучении русскому языку
Курсовая работа по русскому языку
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
Курсовая работа по литературе
Литературоведческий анализ художественного текста
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
Современная зарубежная литература
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
Теория и практика русской орфографии
Филологический анализ текста
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
Проблемы изучения русского языка как иностранного
Производственная преддипломная практика
Современная русская литература
Русский язык в условиях билингвизма
Литературное творчество как вид коммуникации
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
Функциональная грамматика русского языка
Основные аспекты обучения связной письменной речи
Литература русского зарубежья
Основы этимологического анализа
Лингвистический анализ художественного текста
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОК-4: способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
основы коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
вступать в коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
навыками соблюдения культуры общения для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ОПК-5: владением основами профессиональной этики и речевой культуры
основы профессиональной этики и речевой культуры
выделять основные характеристики профессиональной этики и речевой культуры
навыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
особенности функционирования языковых единиц разных уровней;
основные единицы речевого общения, специфику публичной речи, речевые тактики;
модели речевой коммуникации;
основные требования к различным жанрам устной и письменной коммуникации на русском языке для решения задач профессиональной деятельности
языковые нормы, типы и виды речевой коммуникации
закономерности коммуникации, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи
основные понятия о функциях языка, соотношении языка и мышления
основные понятия о роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка
грамматическое строение, значение и функциональную роль в речи языковых единиц
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их семантики, структуры и функционирования речи
анализировать языковые явления и факты, публичную речь, речевые тактики
использовать модели речевой коммуникации
применять технологии профессиональной коммуникации в устной и письменной формах на русском языке;
использовать знание языковых норм, типов и видов речевой коммуникации;
вступать в коммуникацию в устной и письменной форме с учётом специфики нормативных, коммуникативных, этических аспектов устной и письменной речи;
анализировать конструкции в различных аспектах их содержания, формы и функций;
квалифицированно интерпретировать различные типы текстов;
оценивать языковые единицы с точки зрения нормативности их употребления, синонимических и стилистических возможностей;
приёмами лингвистического анализа единиц разных уровней
приёмами анализа языковых явлений и фактов, приёмами анализа публичной речи, речевых тактик
приёмами анализа моделей речевой коммуникации
навыками профессиональной коммуникации на русском языке;
лексическими, орфоэпическими и грамматическими нормами русского литературного языка для создания на русском языке грамотных текстов;
навыками использования моделей вербальной коммуникации;
основными методами лингвистического анализа, системой основных понятий и терминов языкознания;
коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами;
умением адекватно использовать языковые нормы при решении профессиональных задач.