МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, направленность программы Общая педагогика, история педагогики и образования
д-р пед. наук, профессор, Мухаметшин А.Г.
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины - теоретическая и практическая подготовка обучающихся в области педагогики высшей школы, развитие у обучающихся профессионального мышления, формирование педагогических знаний и умений, необходимых для профессиональной педагогической деятельности в вузе.
Задачи освоения дисциплины:
формирование способности интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований;
формирование готовности организовать работу исследовательского коллектива в области педагогических наук;
формирование способности моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя;
формирование способности обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося;
формирование способности проводить анализ образовательной деятельности организаций посредством экспертной оценки и проектировать программы их развития;
формирование готовности к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования;
формирование способности следовать этическим нормам в профессиональной деятельности;
формирование способности планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Математические методы в педагогическом исследовании
Методология научного исследования (в общей педагогике)
Теория и практика современного образования
Математические методы в педагогическом исследовании
Методология научного исследования (в общей педагогике)
Теория и практика современного образования
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Технологии электронного образования
Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук
Основы преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)
Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук
Технологии электронного образования
Основы преподавательской деятельности по образовательным программам высшего
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОПК-3: способностью интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований
понятие о методологии, методах и методиках научного исследования;
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
выделять объект, предмет, цель, задачи исследования;
определения методологической основы научного исследования;
ОПК-4: готовностью организовать работу исследовательского коллектива в области педагогических наук
требования к результатам исследовательской деятельности
ставить перед коллективом исследовательские цели и задачи
навыками анализа и интерпретации полученных данных
ОПК-5: способностью моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя
основные понятия: «учебная деятельность», «структура учебной деятельности», «приемы организации индивидуальной и совместной деятельности»; «уровни развития игровой, учебной деятельности», «структура игровой, учебной деятельности», «субъект игровой, учебной деятельности»;
анализировать эффективность работы педагога по организации им детской деятельности
навыками организации индивидуальной и совместной деятельности детей для достижения целей развития
ОПК-6: способностью обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося
классификацию образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания;
проводить анализ образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания
алгоритмом анализа образовательных технологий и средств обучения и воспитания;
ОПК-7: способностью проводить анализ образовательной деятельности организаций посредством экспертной оценки и проектировать программы их развития
основы проведения анализа образовательной деятельности посредством экспертной оценки;
проводить анализ образовательных программ организации;
приемами анализа образовательных программ;
ОПК-8: готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования
программы высшего образования
применять программы высшего образования в преподавательской деятельности
навыком применения программ высшего образования в преподавательской деятельности
УК-5: способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности
принимать решения и выстраивать линию профессионального поведения с учетом этических норм, принятых в соответствующей области профессиональной деятельности.
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
навыками организации работы исследовательского и педагогического коллектива на основе соблюдения принципов профессиональной этики.
УК-6: способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
основы психологии человека как теоретическую базу личностного развития; основные направления возможной профессиональной деятельности;
использовать приемы и технологии целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению профессиональных задач.
приемами целеполагания, планирования и реализации научной и профессиональной деятельности, правилами, этическими и правовыми нормами, регламентирующими область профессиональной деятельности;
сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности юношеского возраста, влияние индивидуальных различий студентов на результаты педагогической деятельности;
основные достижения, проблемы и тенденции развития педагогики высшей школы в России и за рубежом, современные подходы к моделированию педагогической деятельности;
правовые и нормативные основы функционирования системы образования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области и ее взаимосвязей с другими науками;
излагать предметный материал во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в учебном плане, осваиваемом обучающимися;
использовать знания культуры и искусства в качестве средств воспитания обучающихся.
методами научных исследований и организации коллективной научно-исследовательской работы;
основами научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе (структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных и воспитательных задач);
методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями;
основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах;
методами формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития их творческих способностей;
методами эмоциональной саморегyляции.