МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Русской и татарской филологии
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
Кандидат филологических наук, доцент, Глухова Ольга Петровна
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины заключается в формировании коммуникативной компетентности будущего педагога.
Задачи освоения дисциплины:
представить основные категории и понятия теории эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения в аспекте формирования научного мировоззрения;
обучить коммуникативно-речевым (риторическим) умениям;
совершенствовать навыки деловой коммуникации в устной и письменной формах;
совершенствовать навыки применения предметных знаний в образовательном процессе для достижения образовательных результатов;
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
История зарубежной литературы
История русской литературы
Курсовая работа по литературе
Литературоведческий анализ художественного текста
Производственная практика научно-исследовательская работа
Современная зарубежная литература
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
Современный литературный процесс
Теория и практика русской орфографии
Компетентностный подход в обучении русскому языку
Курсовая работа по русскому языку
Методика обучения литературе
Курсовая работа по методикам обучения предметам
Методика обучения русскому языку
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Методы психолого-педагогического исследования
Основы экологической культуры
Возрастная психология и педагогическая психология
История русского литературного языка
Практикум по орфографии и пунктуации
Активные процессы в современном русском языке
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
Русский язык и культура речи
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
Функционально-содержательные типы диалогов
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
Основные аспекты обучения связной письменной речи
Литература русского зарубежья
Основы этимологического анализа
Лингвистический анализ художественного текста
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОК-1: способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения
основные категории и понятия теории эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения в аспекте формирования научного
мировоззрения
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат теории эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения для формирования научного мировоззрения
методами научного анализа теоретических источников по теории эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения в аспекте формирования научного мировоззрения
ОПК-5: владением основами профессиональной этики и речевой культуры
основы профессиональной этики и речевой культуры
выделять основные характеристики профессиональной этики и речевой культуры
навыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно- воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
научные достижения в вопросах современного языкознания;
результаты научных исследований в области межкультурной коммуникации
теорию проектирования, конструирования, моделирования структуры и содержания образовательного процесса в области филологии;
основные требования к различным жанрам устной и письменной коммуникации на русском языке для решения задач профессиональной деятельности;
языковые нормы, типы и виды речевой коммуникации;
закономерности коммуникации, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи;
основные понятия о функциях языка, соотношении языка и мышления;
основные понятия о роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка;
грамматическое строение, значение и функциональную роль в речи языковых единиц;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
ориентироваться в современных научных направлениях и парадигмах;
совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития;
применять технологии профессиональной коммуникации в устной и письменной формах на русском языке;
использовать знание языковых норм, типов и видов речевой коммуникации;
вступать в коммуникацию в устной и письменной форме с учётом специфики нормативных, коммуникативных, этических аспектов устной и письменной речи;
анализировать конструкции в различных аспектах их содержания, формы и функций;
квалифицированно интерпретировать различные типы текстов;
оценивать языковые единицы с точки зрения нормативности их употребления, синонимических и стилистических возможностей;
способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования;
навыками квалифицированного анализа результатов научных исследований;
навыками реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий;
навыками профессиональной коммуникации на русском языке;
лексическими, орфоэпическими и грамматическими нормами русского литературного языка для создания на русском языке грамотных текстов;
навыками использования моделей вербальной коммуникации;
основными методами лингвистического анализа, системой основных понятий и терминов языкознания;
коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами;
умением адекватно использовать языковые нормы при решении профессиональных задач.