2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Педагогическая риторика_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Педагогическая риторика
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
Форма обучения
очная
Программу составил(и):
Кандидат филологических наук,        доцент, Глухова Ольга Петровна
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
12
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
30
30
30
30
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44
44
44
44
Сам. работа
28
28
28
28
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
стр. 2
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании коммуникативной  компетентности  будущего педагога.
1.2
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
представить основные категории и понятия теории эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения  в аспекте формирования научного мировоззрения;
1.5
1.6
обучить коммуникативно-речевым (риторическим) умениям;
1.7
1.8
совершенствовать навыки деловой коммуникации в устной и письменной формах;   
1.9
совершенствовать навыки применения предметных знаний в образовательном процессе для достижения образовательных результатов; 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.1.2
История зарубежной литературы
2.1.3
История русской литературы
2.1.4
Курсовая работа по литературе
2.1.5
Литературоведческий анализ художественного текста
2.1.6
Производственная  практика научно-исследовательская работа
2.1.7
Современная зарубежная литература
2.1.8
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.9
Современный литературный процесс
2.1.10
Теория и практика русской орфографии
2.1.11
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.1.12
Курсовая работа по русскому языку
2.1.13
Методика обучения литературе
2.1.14
Современный русский язык
2.1.15
Теория языка
2.1.16
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.1.17
Методика обучения русскому языку
2.1.18
Теория литературы
2.1.19
Философия
2.1.20
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.21
Профессиональная этика
2.1.22
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.23
Основы экологической культуры
2.1.24
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.25
История русского литературного языка
2.1.26
Практикум по орфографии и пунктуации
2.1.27
Стилистика
2.1.28
Активные процессы в современном русском языке
2.1.29
Иностранный язык
2.1.30
Русская диалектология
2.1.31
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.32
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.33
Общая психология
2.1.34
Русский язык и культура речи
2.1.35
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.36
Старославянский язык
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.1.37
Фольклор
2.1.38
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.39
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.40
Типология текстов
2.1.41
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.1.42
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.43
Литература русского зарубежья
2.1.44
Основы этимологического анализа
2.1.45
Лингвистический анализ художественного текста
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
2.2.2
2.2.3
2.2.4
2.2.5
2.2.6
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1:      способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения 
 
Знать:
 
основные категории и понятия теории эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения  в аспекте формирования научного

мировоззрения

 
 
Уметь:
 
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат теории эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения  для формирования научного мировоззрения
 
 
Владеть:
 
методами научного анализа теоретических источников по теории эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения в аспекте формирования научного мировоззрения
 
 
 
ОПК-5:      владением основами профессиональной этики и речевой культуры 
 
Знать:
 
основы профессиональной этики и речевой культуры

 
 
Уметь:
 
выделять основные характеристики  профессиональной этики и речевой культуры

 
 
Владеть:
 
навыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры

 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета

 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета

 
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно- воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета

 
 
 
3.1
Знать:
научные достижения в вопросах  современного языкознания;   

результаты научных исследований в области межкультурной коммуникации

теорию проектирования,  конструирования, моделирования структуры и содержания образовательного процесса в области филологии;

основные требования к различным жанрам устной и письменной коммуникации на русском  языке для решения задач профессиональной деятельности;

языковые нормы, типы и виды речевой коммуникации;

закономерности коммуникации, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи;

основные понятия о функциях языка, соотношении языка и мышления;

основные понятия о роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка;

грамматическое строение, значение и функциональную роль в речи  языковых единиц;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
ориентироваться в современных научных направлениях  и парадигмах;

совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития;

применять  технологии профессиональной коммуникации в устной и письменной формах на русском языке;

использовать знание языковых норм, типов и видов речевой коммуникации;

вступать в коммуникацию в устной и письменной форме с учётом специфики нормативных, коммуникативных, этических аспектов устной и письменной речи;

анализировать конструкции в различных  аспектах их содержания, формы и функций;

квалифицированно интерпретировать различные типы текстов;

оценивать языковые единицы с точки зрения нормативности их употребления, синонимических и стилистических возможностей;

 
3.3
Владеть:
способностью  к самостоятельному обучению новым методам исследования;

навыками квалифицированного анализа результатов научных исследований;

навыками реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и  методологий;

навыками профессиональной коммуникации на русском языке;

лексическими, орфоэпическими и грамматическими нормами русского литературного языка для создания на русском языке грамотных  текстов;  

навыками использования моделей вербальной коммуникации;

основными методами лингвистического анализа,  системой основных понятий и терминов языкознания;

коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами;

умением  адекватно использовать языковые нормы при решении профессиональных задач.