2022-2023_b44_03_05 ДО и НО 211_plx_Теория литературы и практика читательской деятельности_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Теория литературы и практика читательской деятельности
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
 
Программу составил(и):
Форма обучения
очная
к.филол.н., доцент, Грахова Светлана Ивановна
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
7 (4.1)
8 (4.2)
Итого
Недель
14 2/6
12
14 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
12
12
14
14
40
40
Практические
28
28
24
24
28
28
80
80
Итого ауд.
42
42
36
36
42
42
120
120
Кoнтактная рабoта
42
42
36
36
42
42
120
120
Сам. работа
66
66
72
72
30
30
168
168
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
108
108
324
324
 
 
стр. 2
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать у обучающихся литературоведческие знания, необходимые им для формирования читательской компетенции и организации самостоятельной читательской деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
дать углубленное представление о ключевых понятиях, необходимых для анализа и интерпретации литературного текста;
1.4
обосновать категории читательской компетенции младшего школьника;
1.5
определить педагогические условия формирования читательской компетенции и организации самостоятельной читательской деятельности младших школьников;
1.6
совершенствовать и углублять знания о принципах изучения литературного произведения;
1.7
углублять знания о методах и методике литературоведческого исследования;
1.8
развивать творческий потенциал будущего учителя и формировать навыки самостоятельного критического мышления.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений
2.1.2
Педагогика
2.1.3
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.4
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.5
Методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир"
2.1.6
Основы естествознания и обществознания в начальной школе
2.1.7
Психология воспитательных практик
2.1.8
Теория и технологии  математического развития детей
2.1.9
Учебная практика  по естествознанию
2.1.10
Теория и технологии экологического образования детей
2.1.11
Учебная практика по теории и технологиям дошкольного образования
2.1.12
Методика и технологии дошкольного образования
2.1.13
Методика и технологии обучения в начальной школе
2.1.14
Технологии цифрового образования
2.1.15
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Организация дополнительного образования в начальном общем образовании
2.2.2
Основы профессионально-педагогического общения
2.2.3
Производственная педагогическая практика
2.2.4
Работа с одаренными детьми
2.2.5
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.6
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.7
Дифференцированное обучение на уроках математики в начальных классах
2.2.8
Методика преподавания технологии и изобразительной деятельности в начальной школе с практикумом
2.2.9
Методика театрально-игровой деятельности детей в ДОО
2.2.10
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.11
Теория и методика начального образования в предметной области "Музыка"
2.2.12
Теория и технологии музыкального развития детей
2.2.13
Организация интегрированной основной образовательной деятельности в ДОО
2.2.14
Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОО
2.2.15
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
 
ОПК-2.3: Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.1: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
сущность следующих понятий: чтение, читательская деятельность; тип правильной читательской деятельности; основные виды чтения, чтение-общение; обучение чтению; методика обучения чтению; наука становления личности средствами чтения-общения; теория методики обучения чтению; современные технологии обучения чтению; детская книга; читательская самостоятельность; читательская культура; логика правильной читательской деятельности; учебный материал для овладения типом правильной читательской деятельности;
3.1.2
теоретические основы и современные технологии (в т.ч. и цифровые) осуществления начального литературного образования и формирования у младших школьников читательской самостоятельности;
3.1.3
особенности УМК по литературному чтению, соответствующих требованиям ФГОС НОО и используемых в практике различных образовательных учреждений;
3.1.4
особенности осуществления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся средствами предмета «Литературное чтение» на ступени начального общего образования;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать на уроках литературного чтения современные педагогические технологии (в т.ч. цифровые) с учетом особенностей образовательного процесса на ступени начального общего образования;
3.2.2
соотносить учебную задачу в области обучения литературному чтению и форму организации учебной деятельности младших школьников по выполнению этой задачи;
3.2.3
использовать возможности образовательной среды для формирования у младших школьников универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на уроках литературного чтения;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами диагностирования уровня литературного развития младших школьников для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса обучения литературному чтению на ступени начального общего образования;
3.3.2
способностью реализовывать теоретические основы и технологии начального (в т.ч. цифровые)литературного образования и формирования у младших школьников читательской самостоятельности;
3.3.3
способностью разрабатывать педагогические технологии обучения (в т.ч. цифровые) младших школьников литературному чтению с учетом особенностей образовательного процесса на ступени начального общего образования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx