МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Теории и методики начального и дошкольного образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Теория литературы и практика читательской деятельности
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
к.филол.н., доцент, Грахова Светлана Ивановна
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины: сформировать у обучающихся литературоведческие знания, необходимые им для формирования читательской компетенции и организации самостоятельной читательской деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО.
Задачи освоения дисциплины:
дать углубленное представление о ключевых понятиях, необходимых для анализа и интерпретации литературного текста;
обосновать категории читательской компетенции младшего школьника;
определить педагогические условия формирования читательской компетенции и организации самостоятельной читательской деятельности младших школьников;
совершенствовать и углублять знания о принципах изучения литературного произведения;
углублять знания о методах и методике литературоведческого исследования;
развивать творческий потенциал будущего учителя и формировать навыки самостоятельного критического мышления.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
Методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир"
Основы естествознания и обществознания в начальной школе
Психология воспитательных практик
Теория и технологии математического развития детей
Учебная практика по естествознанию
Теория и технологии экологического образования детей
Учебная практика по теории и технологиям дошкольного образования
Методика и технологии дошкольного образования
Методика и технологии обучения в начальной школе
Технологии цифрового образования
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Организация дополнительного образования в начальном общем образовании
Основы профессионально-педагогического общения
Производственная педагогическая практика
Работа с одаренными детьми
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
Дифференцированное обучение на уроках математики в начальных классах
Методика преподавания технологии и изобразительной деятельности в начальной школе с практикумом
Методика театрально-игровой деятельности детей в ДОО
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Теория и методика начального образования в предметной области "Музыка"
Теория и технологии музыкального развития детей
Организация интегрированной основной образовательной деятельности в ДОО
Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОО
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ОПК-2.1: Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
ОПК-2.3: Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-4.1: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
сущность следующих понятий: чтение, читательская деятельность; тип правильной читательской деятельности; основные виды чтения, чтение-общение; обучение чтению; методика обучения чтению; наука становления личности средствами чтения-общения; теория методики обучения чтению; современные технологии обучения чтению; детская книга; читательская самостоятельность; читательская культура; логика правильной читательской деятельности; учебный материал для овладения типом правильной читательской деятельности;
теоретические основы и современные технологии (в т.ч. и цифровые) осуществления начального литературного образования и формирования у младших школьников читательской самостоятельности;
особенности УМК по литературному чтению, соответствующих требованиям ФГОС НОО и используемых в практике различных образовательных учреждений;
особенности осуществления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся средствами предмета «Литературное чтение» на ступени начального общего образования;
использовать на уроках литературного чтения современные педагогические технологии (в т.ч. цифровые) с учетом особенностей образовательного процесса на ступени начального общего образования;
соотносить учебную задачу в области обучения литературному чтению и форму организации учебной деятельности младших школьников по выполнению этой задачи;
использовать возможности образовательной среды для формирования у младших школьников универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на уроках литературного чтения;
методами диагностирования уровня литературного развития младших школьников для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса обучения литературному чтению на ступени начального общего образования;
способностью реализовывать теоретические основы и технологии начального (в т.ч. цифровые)литературного образования и формирования у младших школьников читательской самостоятельности;
способностью разрабатывать педагогические технологии обучения (в т.ч. цифровые) младших школьников литературному чтению с учетом особенностей образовательного процесса на ступени начального общего образования.
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx