2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Современный русский язык_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Современный русский язык
Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
Форма обучения
заочная
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Глухова Ольга Петровна
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
119
119
119
119
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
стр. 2
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании языковой личности,  имеющей качественную подготовку в области орфоэпических, грамматических и лексических норм  современного русского языка, умеющей свободно, ясно, правильно и выразительно излагать свои мысли в соответствии с коммуникативной ситуацией и поставленной целью.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать умение научно обосновывать собственную позицию при анализе языковых факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на современные методы и технологии диагностики;  
1.4
научить обучающихся использовать возможности учебно-воспитательного процесса для проектирования системы психолого-педагогического сопровождения;
1.5
научно обосновывать собственную позицию при проведении исследовательской деятельности;
1.6
научить обучающихся авыкам исследовательской деятельности в области языкознания;
1.7
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Современный русский язык» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов предыдущего уровня образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Возрастная психология
2.2.2
Логопедические технологии
2.2.3
Логопедия (Дизартрия)
2.2.4
Логопедия (Нарушения голоса)
2.2.5
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
2.2.6
Общая психология
2.2.7
Основы речевой культуры дефектолога
2.2.8
Практикум по переводу профессиональных текстов
2.2.9
Социальная психология
2.2.10
Специальная психология
2.2.11
Теории обучения и воспитания
2.2.12
Техника речи
2.2.13
Формы логопедической работы
2.2.14
Курсовая работа по модулю 6
2.2.15
Логопедия (Ринолалия)
2.2.16
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.2.17
Организация первой неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях (с практикумом)
2.2.18
Профессиональная этика в коррекционно-педагогической деятельности
2.2.19
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.20
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.21
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
2.2.22
Курсовая работа по модулю 7
2.2.23
Логопедия (Алалия)
2.2.24
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.25
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.2.26
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.2.27
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.28
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.29
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.30
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.31
Психолингвистика
2.2.32
Тренинг педагогического общения
2.2.33
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.34
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.35
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.36
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.37
Производственная преддипломная практика
2.2.38
Логопсихология
2.2.39
Основы языкознания
2.2.40
Онтогенез речевой деятельности
2.2.41
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.42
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.43
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
2.2.44
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-2: готов совершенствовать свою речевую культуру
 
Знать:
 
понятие речевой нормы, типы норм русского языка, основные критерии культуры речи;
 
 
Уметь:
 
соблюдать орфоэпические, грамматические и лексические нормы современного русского языка; придерживаться  основных критериев, предъявляемых к  культуре речи;
 
 
Владеть:
 
орфоэпическими, грамматическими и лексическими нормами современного русского языка; навыками применения основных критериев культуры речи;
 
 
 
ОК-5: способен к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языке для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия
 
Знать:
 
определение понятий "язык" и "речь", функции языка и речи;
 
 
Уметь:
 
отвечать на вопросы и задавать их в соответствии  с целью и форматом диалога; передавать фактическую информацию, необходимую собеседнику для дальнейшего взаимодействия; принимать решение в соответствии с полученной в ходе диалога информацией; оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры; излагать  вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом;
 
 
Владеть:
 
навыками коммуникативного взаимодействия в устной и письменной форме;
 
 
 
ОПК-4: готов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно- воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ;

 
 
Уметь:
 
оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам;
 
 
Владеть:
 
навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей;

 
 
 
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения;
 
 
Уметь:
 
определять направления исследовательской деятельности; 
 
 
Владеть:
 
применением различных методик исследовательской деятельности;
 
 
 
3.1
Знать:
языковые нормы;

основные критерии оценки речевой культуры;

нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи;

типы и виды речевой коммуникации;

закономерности коммуникации  для решения задач профессионального общения,  межличностного и межкультурного взаимодействия;

основные требования к различным жанрам устной и письменной коммуникации на русском  языке для решения задач профессиональной деятельности;

основные проявления нарушений устной  речи,

основные виды нарушений речи;

методологию педагогических исследований; проблемы речевого и физического развития ребенка с речевым нарушением;

основные закономерности психического развития ребенка с речевыми нарушениями, психологические параметры дизонтогенеза    

современные методы и технологии обучения;

современные методы и технологии диагностики;

способы оценивания  результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
использовать знания языковых норм;

применять основные критерии оценки речевой культуры;

использовать нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи;

применять типы и виды речевой коммуникации;

вступать в коммуникацию в устной и письменной форме с учётом специфики нормативных, коммуникативных, этических аспектов устной и письменной речи;

применять  технологии профессиональной коммуникации в устной и письменной формах на русском языке;

определять качество нарушений устной  речи,

определять вид нарушения;

создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную   среду для объективного исследования речевого развития ребенка; определять уровень и вид  нарушения устной  речи  ребенка     

определять направления исследовательской деятельности;

определять методики проведения исследовательской деятельности;

находить пути проведения исследовательской деятельности

 
3.3
Владеть:
навыками использования  языковых норм;

основными критериями оценки речевой культуры;

нормативными, коммуникативными, этическими аспектами устной и письменной речи;

навыками использования типов и видов речевой коммуникации;

навыками применения закономерностей коммуникации  для решения задач профессионального общения,  межличностного и межкультурного взаимодействия;

навыками применения основных требований к различным жанрам устной и письменной коммуникации на русском  языке для решения задач профессиональной деятельности;

способностью определять нарушение устной  речи,

способностью выделять вид и форму дисграфии; способами исследования речевого статуса, психического и физического развития ребенка; методиками проведения квалифицированного диагностического обследования с целью выявления состояния у детей с речевыми нарушениями;

способностью обследования ребенка с дисграфией и определения вида нарушения речи

применением различных методик исследовательской деятельности;

навыками проведения исследовательской деятельность на основе лингвистических, педагогических и психологических  знаний;

навыками исследовательской деятельности в области  языкознания