МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Русской и татарской филологии
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи
кандидат филологических наук, доцент, Глухова Ольга Петровна
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины заключается в формировании языковой личности, имеющей качественную подготовку в области орфоэпических, грамматических и лексических норм современного русского языка, умеющей свободно, ясно, правильно и выразительно излагать свои мысли в соответствии с коммуникативной ситуацией и поставленной целью.
Задачи освоения дисциплины:
сформировать умение научно обосновывать собственную позицию при анализе языковых факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на современные методы и технологии диагностики;
научить обучающихся использовать возможности учебно-воспитательного процесса для проектирования системы психолого-педагогического сопровождения;
научно обосновывать собственную позицию при проведении исследовательской деятельности;
научить обучающихся авыкам исследовательской деятельности в области языкознания;
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Для освоения дисциплины «Современный русский язык» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов предыдущего уровня образования
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Логопедические технологии
Логопедия (Нарушения голоса)
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
Основы речевой культуры дефектолога
Практикум по переводу профессиональных текстов
Теории обучения и воспитания
Формы логопедической работы
Курсовая работа по модулю 6
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
Организация первой неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях (с практикумом)
Профессиональная этика в коррекционно-педагогической деятельности
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
Курсовая работа по модулю 7
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
Тренинг педагогического общения
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
Производственная практика научно-исследовательская работа
Производственная преддипломная практика
Онтогенез речевой деятельности
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
Психология личности и профессиональное самоопределение
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОК-2: готов совершенствовать свою речевую культуру
понятие речевой нормы, типы норм русского языка, основные критерии культуры речи;
соблюдать орфоэпические, грамматические и лексические нормы современного русского языка; придерживаться основных критериев, предъявляемых к культуре речи;
орфоэпическими, грамматическими и лексическими нормами современного русского языка; навыками применения основных критериев культуры речи;
ОК-5: способен к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языке для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия
определение понятий "язык" и "речь", функции языка и речи;
отвечать на вопросы и задавать их в соответствии с целью и форматом диалога; передавать фактическую информацию, необходимую собеседнику для дальнейшего взаимодействия; принимать решение в соответствии с полученной в ходе диалога информацией; оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры; излагать вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом;
навыками коммуникативного взаимодействия в устной и письменной форме;
ОПК-4: готов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно- воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ;
оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам;
навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей;
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
современные методы и технологии обучения;
определять направления исследовательской деятельности;
применением различных методик исследовательской деятельности;
языковые нормы;
основные критерии оценки речевой культуры;
нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи;
типы и виды речевой коммуникации;
закономерности коммуникации для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия;
основные требования к различным жанрам устной и письменной коммуникации на русском языке для решения задач профессиональной деятельности;
основные проявления нарушений устной речи,
основные виды нарушений речи;
методологию педагогических исследований; проблемы речевого и физического развития ребенка с речевым нарушением;
основные закономерности психического развития ребенка с речевыми нарушениями, психологические параметры дизонтогенеза
современные методы и технологии обучения;
современные методы и технологии диагностики;
способы оценивания результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
использовать знания языковых норм;
применять основные критерии оценки речевой культуры;
использовать нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи;
применять типы и виды речевой коммуникации;
вступать в коммуникацию в устной и письменной форме с учётом специфики нормативных, коммуникативных, этических аспектов устной и письменной речи;
применять технологии профессиональной коммуникации в устной и письменной формах на русском языке;
определять качество нарушений устной речи,
определять вид нарушения;
создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную среду для объективного исследования речевого развития ребенка; определять уровень и вид нарушения устной речи ребенка
определять направления исследовательской деятельности;
определять методики проведения исследовательской деятельности;
находить пути проведения исследовательской деятельности
навыками использования языковых норм;
основными критериями оценки речевой культуры;
нормативными, коммуникативными, этическими аспектами устной и письменной речи;
навыками использования типов и видов речевой коммуникации;
навыками применения закономерностей коммуникации для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия;
навыками применения основных требований к различным жанрам устной и письменной коммуникации на русском языке для решения задач профессиональной деятельности;
способностью определять нарушение устной речи,
способностью выделять вид и форму дисграфии; способами исследования речевого статуса, психического и физического развития ребенка; методиками проведения квалифицированного диагностического обследования с целью выявления состояния у детей с речевыми нарушениями;
способностью обследования ребенка с дисграфией и определения вида нарушения речи
применением различных методик исследовательской деятельности;
навыками проведения исследовательской деятельность на основе лингвистических, педагогических и психологических знаний;
навыками исследовательской деятельности в области языкознания