2022-2023_z44_03_01 НО 2241_ 2244_plx_Теория литературы и практика читательской деятельности_Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Теория литературы и практика читательской деятельности
Направление подготовки
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
 
Программу составил(и):
Форма обучения
заочная
к.филол.н., доцент, Грахова Светлана Ивановна
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
30
30
30
30
Итого ауд.
38
38
38
38
Кoнтактная рабoта
38
38
38
38
Сам. работа
273
273
273
273
Часы на контроль
13
13
13
13
Итого
324
324
324
324
 
 
стр. 2
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать у обучающихся литературоведческие знания, необходимые им для формирования читательской компетенции и организации самостоятельной читательской деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
дать углубленное представление о ключевых понятиях, необходимых для анализа и интерпретации литературного текста;
1.4
обосновать категории читательской компетенции младшего школьника;
1.5
определить педагогические условия формирования читательской компетенции и организации самостоятельной читательской деятельности младших школьников;
1.6
совершенствовать и углублять знания о принципах изучения литературного произведения;
1.7
углублять знания о методах и методике литературоведческого исследования;
1.8
развивать творческий потенциал будущего учителя и формировать навыки самостоятельного критического мышления.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика обучения математике в начальной школе с практикумом
2.1.2
Методика преподавания русского языка в начальной школе с практикумом
2.1.3
Основы естествознания и обществознания в начальной школе
2.1.4
Психология воспитательных практик
2.1.5
Теория и технологии начального математического образования
2.1.6
Теория и технологии начального языкового образования
2.1.7
Учебная практика  по естествознанию
2.1.8
Учебная практика по теории и технологиям начального образования
2.1.9
Методика и технологии обучения в начальной школе
2.1.10
Технологии цифрового образования
2.1.11
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Вариативность образования в предметных областях в начальной школе (математика и информатика,  русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
2.2.2
Географическое образование младших школьников
2.2.3
Дифференцированное обучение на уроках математики в начальных классах
2.2.4
Искусство и технология в начальной школе
2.2.5
Курсовая работа по "Методике преподавания в начальной школе по областям"
2.2.6
Производственная педагогическая практика
2.2.7
Методика преподавания технологии и изобразительной деятельности в начальной школе с практикумом
2.2.8
Организация дополнительного образования в начальном общем образовании
2.2.9
Основы профессионально-педагогического общения
2.2.10
Работа с одаренными детьми
2.2.11
Теория и методика начального образования в предметной области "Музыка"
2.2.12
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.13
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.14
Постановка учебных задач на уроках в начальной школе (математика и информатика, русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
2.2.15
Проблемный подход в обучении математике в начальных классах
2.2.16
Экологическое образование младших школьников
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.1: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
 
ОПК-2.3: Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
сущность следующих понятий: чтение, читательская деятельность; тип правильной читательской деятельности; основные виды чтения, чтение-общение; обучение чтению; методика обучения чтению; наука становления личности средствами чтения-общения; теория методики обучения чтению; современные технологии обучения чтению; детская книга; читательская самостоятельность; читательская культура; логика правильной читательской деятельности; учебный материал для овладения типом правильной читательской деятельности;
3.1.2
теоретические основы и современные технологии (в т.ч. и цифровые) осуществления начального литературного образования и формирования у младших школьников читательской самостоятельности;
3.1.3
особенности УМК по литературному чтению, соответствующих требованиям ФГОС НОО и используемых в практике различных образовательных учреждений;
3.1.4
особенности осуществления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся средствами предмета «Литературное чтение» на ступени начального общего образования;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать на уроках литературного чтения современные педагогические технологии (в т.ч. цифровые) с учетом особенностей образовательного процесса на ступени начального общего образования;
3.2.2
соотносить учебную задачу в области обучения литературному чтению и форму организации учебной деятельности младших школьников по выполнению этой задачи;
3.2.3
использовать возможности образовательной среды для формирования у младших школьников универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на уроках литературного чтения;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами диагностирования уровня литературного развития младших школьников для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса обучения литературному чтению на ступени начального общего образования;
3.3.2
способностью реализовывать теоретические основы и технологии начального (в т.ч. цифровые)литературного образования и формирования у младших школьников читательской самостоятельности;
3.3.3
способностью разрабатывать педагогические технологии обучения (в т.ч. цифровые) младших школьников литературному чтению с учетом особенностей образовательного процесса на ступени начального общего образования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx