МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Русской и татарской филологии
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
Кандидат филологических наук, доцент, Глухова Ольга Петровна
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины заключается в определении типологии и строения различных текстов.
Задачи освоения дисциплины:
изложить основные теоретические вопросы организации текста;
выявить основные характеристики текста;
представить текст как целостное образование;
описать классификацию текстов по целому ряду коммуникативно значимых параметров: по признаку того, какой языковой материал образует текст,характеру ситуаций, описываемых текстом, типологии речевых актов и их разновидностей,признаку моделированности/немоделированности, характеру представленной информации, критерию знаковой однородности/неоднородности для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Возрастная психология и педагогическая психология
История русского литературного языка
Практикум по орфографии и пунктуации
Активные процессы в современном русском языке
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
Русский язык и культура речи
Основные аспекты обучения связной письменной речи
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
Функционально-содержательные типы диалогов
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Курсовая работа по методикам обучения предметам
Производственная педагогическая практика
Компетентностный подход в обучении русскому языку
Курсовая работа по русскому языку
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
Курсовая работа по литературе
Литературоведческий анализ художественного текста
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
Современная зарубежная литература
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
Теория и практика русской орфографии
Филологический анализ текста
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
Проблемы изучения русского языка как иностранного
Производственная преддипломная практика
Современная русская литература
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
Лингвистический анализ художественного текста
Литература русского зарубежья
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
Основы этимологического анализа
Функциональная грамматика русского языка
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
Литературное творчество как вид коммуникации
Русский язык в условиях билингвизма
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОК-4: способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
основы коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
вступать в коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
навыками соблюдения культуры общения для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
особенности функционирования языковых единиц разных уровней;
основные единицы речевого общения, специфику публичной речи, речевые тактики;
модели речевой коммуникации;
основные понятия о функциях языка, соотношении языка и мышления;
основные понятия о роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка;
грамматическое строение, значение и функциональную роль в речи языковых единиц;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их семантики, структуры и функционирования речи;
анализировать языковые явления и факты, публичную речь, речевые тактики;
использовать модели речевой коммуникации;
анализировать конструкции в различных аспектах их содержания, формы и функций;
квалифицированно интерпретировать различные
типы текстов;
оценивать языковые единицы с точки зрения нормативности их употребления, синонимических и стилистических возможностей;
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
приёмами лингвистического анализа единиц разных уровней;
приёмами анализа языковых явлений и фактов, приёмами анализа публичной речи, речевых тактик;
приёмами анализа моделей речевой коммуникации;
основными методами лингвистического анализа, системой основных понятий и терминов языкознания;
коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами;
умением адекватно использовать языковые нормы при решении профессиональных задач.