2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Типология текстов_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Типология текстов
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
Форма обучения
очная
Программу составил(и):
Кандидат филологических наук, доцент, Глухова Ольга Петровна
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
48
48
48
48
Итого ауд.
64
64
64
64
Кoнтактная рабoта
64
64
64
64
Сам. работа
44
44
44
44
Итого
108
108
108
108
 
 
стр. 2
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в  определении типологии и строения различных текстов.
1.2
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
изложить основные теоретические вопросы организации текста;
1.5
1.6
выявить основные характеристики текста;
1.7
представить текст как целостное образование;
1.8
1.9
описать классификацию текстов по целому ряду коммуникативно значимых параметров: по признаку того, какой языковой материал образует текст,характеру ситуаций, описываемых текстом, типологии речевых актов и их разновидностей,признаку моделированности/немоделированности, характеру представленной информации, критерию знаковой  однородности/неоднородности для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.2
История русского литературного языка
2.1.3
Практикум по орфографии и пунктуации
2.1.4
Стилистика
2.1.5
Активные процессы в современном русском языке
2.1.6
Иностранный язык
2.1.7
Русская диалектология
2.1.8
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.9
Русский язык и культура речи
2.1.10
Языковая картина мира
2.1.11
Старославянский язык
2.1.12
Фольклор
2.1.13
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.14
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.15
Функционально-содержательные типы диалогов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.2.2
Производственная педагогическая практика
2.2.3
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.2.4
Курсовая работа по русскому языку
2.2.5
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.2.6
Курсовая работа по литературе
2.2.7
Литературоведческий анализ художественного текста
2.2.8
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
2.2.9
Современная зарубежная литература
2.2.10
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.2.11
Теория и практика русской орфографии
2.2.12
Филологический анализ текста
2.2.13
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.14
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.15
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.16
Производственная преддипломная практика
2.2.17
Современная русская литература
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.2.18
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.19
Литература русского зарубежья
2.2.20
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.21
Основы этимологического анализа
2.2.22
Функциональная грамматика русского языка
2.2.23
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.24
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.25
Педагогическая риторика
2.2.26
Русский язык в условиях билингвизма
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-4:      способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия 
 
Знать:
 
основы коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
 
Уметь:
 
вступать в коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия 
 
 
Владеть:
 
навыками соблюдения культуры общения для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
 
 
 
3.1
Знать:
особенности функционирования языковых единиц разных уровней;

основные единицы речевого общения, специфику  публичной речи, речевые тактики;

модели речевой коммуникации;

основные понятия о функциях языка, соотношении языка и мышления;

основные понятия о роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка;

грамматическое строение, значение и функциональную роль в речи  языковых единиц;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их семантики, структуры и функционирования речи;

анализировать языковые явления и факты, публичную речь, речевые тактики;

использовать модели речевой коммуникации;

анализировать конструкции в различных  аспектах их содержания, формы и функций;

квалифицированно интерпретировать различные

типы текстов;

оценивать языковые единицы с точки зрения нормативности их употребления, синонимических и стилистических возможностей;

 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.3
Владеть:
приёмами лингвистического анализа единиц разных уровней;

приёмами анализа языковых явлений и фактов, приёмами анализа публичной речи, речевых тактик;

приёмами анализа  моделей речевой коммуникации;

основными методами лингвистического анализа,  системой основных понятий и терминов языкознания;

коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами;

умением  адекватно использовать языковые нормы при решении профессиональных задач.