2022-2023_b44_03_05 ИиО 281_plx_Музееведение_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Музееведение
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
 
Программу составил(и):
Форма обучения
очная
канд. ист. наук, доцент, Рафиков А.М.
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
15 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
30
30
30
30
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44
44
44
44
Сам. работа
64
64
64
64
Итого
108
108
108
108
 
 
стр. 2
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся системы знаний и представлений в области музееведения и экскурсоведения, с учётом логических и содержательно-методических связей в предметных областях "История России. Всеобщая история", "Обществознание" и ориентации на становление личностных характеристик выпускника школы через урочную и внеурочную деятельность, формирование способности разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы, опираясь на опыт и знания музееведения.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы;
1.4
познакомить обучающихся с важнейшими направлениями деятельности музеев, культурным наследием региона, спецификой формирования музейных фондов, их изучением, построением экспозиций и выставок, развитием коммуникативной деятельности;
1.5
дать представление об экскурсионной деятельности, раскрыв общие и специфические признаки и функции экскурсии.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Источниковедение
2.1.2
Методика написания исследовательской работы по истории и обществознанию
2.1.3
Археология
2.1.4
История древнего мира
2.1.5
История России (с древнейших времен до конца XVIII в.)
2.1.6
Вспомогательные исторические дисциплины
2.1.7
Логика
2.1.8
Методика организации исследовательской работы по истории и обществознанию в школе
2.1.9
Исторический роман
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методика обучения истории
2.2.2
Новая история стран Европы и Америки
2.2.3
Учебная технологическая практика
2.2.4
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.5
Историография
2.2.6
История философии
2.2.7
Культурология
2.2.8
Методика обучения обществознанию
2.2.9
Новейшая история стран Европы и Америки
2.2.10
Производственная педагогическая  практика
2.2.11
Производственная педагогическая практика
2.2.12
Учебная музейная практика
2.2.13
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.2.14
Правоведение
2.2.15
Производственная педагогическая практика
2.2.16
Экономика
2.2.17
Этика
2.2.18
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.19
История зарубежной литературы XIX-XX в.
2.2.20
Литература древней и средневековой Руси
2.2.21
Методика выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию
2.2.22
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.23
Религиоведение
2.2.24
Актуальные проблемы Великой Отечественной войны
2.2.25
История русской литературы XIX-XX в.
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы разработки и реализации культурно-просветительских программ;
3.1.2
способы разработки и реализации культурно-просветительских программ;
3.1.3
методы разработки и реализации культурно-просветительских программ;
3.1.4
методики и технологии решения задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и во внеурочной деятельности;
3.1.5
методику и технологии синтеза знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории и обществознания;
3.1.6
основные термины, понятия и категории музееведения;
3.1.7
историю и современные тенденции развития музейного дела в России и мире;
3.1.8
методики работы в основных сферах музейной деятельности – научного комплектования, экспертизы, учета, хранения, научного описания и экспозиции музейных предметов и коллекций, культурно-образовательной деятельности;
3.1.9
сущность экскурсии, ее функции;
3.1.10
признаки экскурсии, ее классификационные типы;
3.1.11
основы музееведения в аспекте экскурсионно-выставочной работы;
3.1.12
последовательность этапов проектирования экскурсии;
3.1.13
методику проведения экскурсии;
3.1.14
организацию деятельности экскурсионного учреждения, должностные обязанности экскурсовода.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить отбор содержания культурно-просветительских программ;
3.2.2
разрабатывать культурно-просветительские программы;
3.2.3
использовать методы разработки и реализации культурно-просветительских программ;
3.2.4
применять методику и технологии решения задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и во внеурочной деятельности;
3.2.5
применять методику и технологии синтеза знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории и обществознания;
3.2.6
составлять экскурсионную информацию;
3.2.7
собирать «портфель экскурсовода»;
3.2.8
подбирать и систематизировать материал для основной части экскурсий;
3.2.9
изучать и систематизировать передовой отечественный опыт в организации экскурсий;
3.2.10
проектировать экскурсию в соответствии с требованиями ГОСТ;
3.2.11
анализировать новые и пересматривать действующие государственные стандарты  и другие нормативные документы, направленные на организацию экскурсионной  деятельности;
3.2.12
разработать новые аспекты и адаптировать имеющуюся методику проведения экскурсии с учетом современных требований.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками подбора содержания культурно-просветительских программ;
3.3.2
навыками разработки  культурно-просветительских программ;
3.3.3
навыками разработки и реализации  культурно-просветительских программ;
3.3.4
навыками решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеурочной деятельности;
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
3.3.5
навыками синтеза знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории и обществознания;
3.3.6
навыками работы с музейными предметами (классификация, нумерация и т.д.)и научно-фондовой работы;
3.3.7
навыками работы с музейной экспозицией при составлении плана проведения экскурсии;
3.3.8
навыками применения полученных знаний в качестве методологических принципов анализа музейного собрания, экспозиций и выставок, реставрации  и хранения музейных предметов и коллекций;
3.3.9
навыками создания методических разработок, технологических карт маршрутов, карточек (паспортов) и других документов, необходимых для осуществления экскурсионной деятельности;
3.3.10
навыками ведения экскурсии.