МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Истории и методики ее преподавания
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
канд. ист. наук, доцент, Рафиков А.М.
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся системы знаний и представлений в области музееведения и экскурсоведения, с учётом логических и содержательно-методических связей в предметных областях "История России. Всеобщая история", "Обществознание" и ориентации на становление личностных характеристик выпускника школы через урочную и внеурочную деятельность, формирование способности разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы, опираясь на опыт и знания музееведения.
Задачи освоения дисциплины:
сформировать способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы;
познакомить обучающихся с важнейшими направлениями деятельности музеев, культурным наследием региона, спецификой формирования музейных фондов, их изучением, построением экспозиций и выставок, развитием коммуникативной деятельности;
дать представление об экскурсионной деятельности, раскрыв общие и специфические признаки и функции экскурсии.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Методика написания исследовательской работы по истории и обществознанию
История России (с древнейших времен до конца XVIII в.)
Вспомогательные исторические дисциплины
Методика организации исследовательской работы по истории и обществознанию в школе
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Методика обучения истории
Новая история стран Европы и Америки
Учебная технологическая практика
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
Методика обучения обществознанию
Новейшая история стран Европы и Америки
Производственная педагогическая практика
Производственная педагогическая практика
Учебная музейная практика
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
Производственная педагогическая практика
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
История зарубежной литературы XIX-XX в.
Литература древней и средневековой Руси
Методика выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Актуальные проблемы Великой Отечественной войны
История русской литературы XIX-XX в.
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
основы разработки и реализации культурно-просветительских программ;
способы разработки и реализации культурно-просветительских программ;
методы разработки и реализации культурно-просветительских программ;
методики и технологии решения задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и во внеурочной деятельности;
методику и технологии синтеза знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории и обществознания;
основные термины, понятия и категории музееведения;
историю и современные тенденции развития музейного дела в России и мире;
методики работы в основных сферах музейной деятельности – научного комплектования, экспертизы, учета, хранения, научного описания и экспозиции музейных предметов и коллекций, культурно-образовательной деятельности;
сущность экскурсии, ее функции;
признаки экскурсии, ее классификационные типы;
основы музееведения в аспекте экскурсионно-выставочной работы;
последовательность этапов проектирования экскурсии;
методику проведения экскурсии;
организацию деятельности экскурсионного учреждения, должностные обязанности экскурсовода.
проводить отбор содержания культурно-просветительских программ;
разрабатывать культурно-просветительские программы;
использовать методы разработки и реализации культурно-просветительских программ;
применять методику и технологии решения задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и во внеурочной деятельности;
применять методику и технологии синтеза знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории и обществознания;
составлять экскурсионную информацию;
собирать «портфель экскурсовода»;
подбирать и систематизировать материал для основной части экскурсий;
изучать и систематизировать передовой отечественный опыт в организации экскурсий;
проектировать экскурсию в соответствии с требованиями ГОСТ;
анализировать новые и пересматривать действующие государственные стандарты и другие нормативные документы, направленные на организацию экскурсионной деятельности;
разработать новые аспекты и адаптировать имеющуюся методику проведения экскурсии с учетом современных требований.
навыками подбора содержания культурно-просветительских программ;
навыками разработки культурно-просветительских программ;
навыками разработки и реализации культурно-просветительских программ;
навыками решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеурочной деятельности;
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
навыками синтеза знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории и обществознания;
навыками работы с музейными предметами (классификация, нумерация и т.д.)и научно-фондовой работы;
навыками работы с музейной экспозицией при составлении плана проведения экскурсии;
навыками применения полученных знаний в качестве методологических принципов анализа музейного собрания, экспозиций и выставок, реставрации и хранения музейных предметов и коллекций;
навыками создания методических разработок, технологических карт маршрутов, карточек (паспортов) и других документов, необходимых для осуществления экскурсионной деятельности;
навыками ведения экскурсии.