МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Психологическая диагностика развития младших школьников
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
канд.пед.наук, Коновалова Елена Викторовна
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся представлений, навыков и умений, необходимых для организации и проведении психодиагностического исследования особенностей развития младших школьников.
Задачи изучения дисциплины:
ознакомить с теоретическими основами и представлениями видения и понимания базовых принципов современной психодиагностики младших школьников и методических подходов к решению психодиагностических задач;
освоить практические навыки владения приемами, методами и технологиями организации психодиагностического исследования особенностей развития младших школьников
формировать навыки планирования и организации использования психодиагностических методик адекватных возрасту младших школьников в области образования.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Диагностика психологической готовности ребенка к школе
Психологическая диагностика развития дошкольников
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Психологическая диагностика развития подростков и старшеклассников
Производственная преддипломная практика
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПК-2: Способен проводить диагностику уровня развития личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся
ПК-2.1: Знает: теорию психодиагностики, классификацию психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования; методы сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики; способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования
ПК-2.2: Умеет: проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов; проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям; диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания
ПК-2.3: Владеет: методами и методиками психолого - педагогической диагностики; способами сбора, анализа и интерпретации полученных результатов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
научно-обоснованные методы и технологии диагностики младших школьников в психолого-педагогической деятельности, применяя эти знания в диагностической работе в образовании;основы проектирования диагностической работы, необходимой для профессиональной деятельности, представлять этапы диагностического процесса;
диагностику психического развития младших школьников, с этой целью изучить научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности,
особенности диагностики индивидуальных свойств младших школьников;
методы психолого-педагогической диагностики для выявления возможностей,интересов, способностей и склонностей младших школьников.
использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности,
выделять диагностическую задачу и подбирать соответствующие ей диагностические средства с учетом возраста обследуемых;
проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в профессиональной деятельности, выделять этапы решения психодиагностических задач,работать с каждым диагностическим этапом;
проводить диагностику психического развития младших школьников с этой целью аналитически перерабатывать большой объем диагностической информации;
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в поведении и развитии младших школьников, уметь ориентироваться в сложных случаях диагностической практики;
составлять батареи психодиагностических методик.
изучения интересов, склонностей, способностей обучающихся, предпосылок одаренности, особенностей межличностного общения и взаимодействия младших школьников.
осуществления с целью помощи в развитии младших школьников диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня.
составления и ведения профессиональной документации, касающейся психологической диагностики;
способами оценки эффективности и совершенствования диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся.
приемами психологической диагностики с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы.
составления психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей,администрации образовательных организаций и родителей(законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся.
осуществления с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня.