МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Диагностика и коррекция детско-родительских отношений
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
к. психол.н., доцент, Хуснутдинова Р.Р.;
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины - обеспечение базовой теоретической и практической подготовки студентов к диагностике и
коррекции детско-родительских отношений.
Задачи освоения дисциплины:
формирование представлений об общих закономерностях развития детско-родительских отношений на различных стадиях онтогенеза и жизненного цикла развития семьи;
формирование представлений о роли семьи в социализации ребенка и развитии личности на различных стадиях онтогенеза;
формирование понятий об основных характеристиках детско-родительских отношений и причинах их нарушений;
овладение методами диагностики детско-родительских отношений; типа семейного воспитания и особенностей родительской позиции;
формирование умения разрабатывать и осуществлять программы профилактики и коррекции нарушений детско-родительских отношений и типа семейного воспитания.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Клиническая психология детей и подростков
Коррекционная педагогика с основами специальной психологии
Модуль воспитательной деятельности
Модуль здоровья и безопасности жизнедеятельности
Основы дефектологии (с практикумом)
Производственная педагогическая практика
Психодиагностика (с практикумом)
Психолого-педагогический модуль
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
Технологии работы с различными категориями детей
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
Гендерная психология и педагогика
Естественнонаучный модуль
Педагогическая психология
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
Психология развития и возрастная психология
Информационные и коммуникационные технологии
Психологическая служба в образовании
Психолого-педагогический практикум
Современные теории обучения и воспитания
Технологии здоровьесбережения в образовании
Учебная ознакомительная практика
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Производственная практика научно-исследовательская работа
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.4: Демонстрирует умения проводить по известному алгоритму психологические занятия и тренинги с использованием современных психолого-педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-7.1: Объясняет закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности, детско-родительские отношения
ОПК-7.2: Демонстрирует умения вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с разными субъектами образовательных отношений, разрешать конфликты и противоречия в работе по оказанию психологической помощи обучающимся, критически оценивать обратную связь от субъектов образовательных отношений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
требования по применению методик при диагностике детей и коррекционно-развивающей работе;
основные понятия и подходы к изучению детско-родительских отношений;
закономерности развития детско-родительских отношений на разных возрастных этапах;
основные типы нарушений детско-родительских отношений;
проводить диагностические процедуры с последующим их описанием и интерпретацией;
составлять коррекционные программы в области детско-родительских отношений;
составлять план коррекционно-развивающей работы с ребенком дошкольного возраста с учетом зоны его ближайшего развития;
вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с разными субъектами образовательных отношений, разрешать конфликты и противоречия в работе по оказанию психологической помощи обучающимся, критически оценивать обратную связь от субъектов образовательных отношений;
навыками проведения консультации для родителей о коррекционно-развивающей работе с детьми;
навыками проведения наблюдений за воспитанниками в процессе их познавательной деятельности;
навыками диагностики норм и нарушений детско-родительских отношений;
методами коррекции детско-родительских отношений;
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx