МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Профилактика девиантного поведения детей и подростков
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
к.психол.н., доцент, Р.Р. Хуснутдинова
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины - освоение профессиональных компетенций в области диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения.
Задачи освоения дисциплины:
ознакомить обучающихся с разнообразными формами девиантного поведения школьников,
сформировать представления о факторах и причинах возникновения девиантного поведения
сформировать умения реализовывать основные способы профилактики, диагностики и преодоления девиантоного поведения
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Клиническая психология детей и подростков
Коррекционная педагогика с основами специальной психологии
Курсовая работа по психолого-педагогическому модулю
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности
Основы вожатской деятельности в детских оздоровительных лагерях
Основы дефектологии (с практикумом)
Основы экономических знаний в профессиональной деятельности
Производственная педагогическая практика
Психодиагностика (с практикумом)
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
Социально-педагогическое проектирование
Технологии работы с различными категориями детей
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
Психология развития и возрастная психология
Анатомия и возрастная физиология
История педагогики и образования
Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований
Психологическая служба в образовании
Психолого-педагогический практикум
Учебная ознакомительная практика
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Производственная практика научно-исследовательская работа
Производственная преддипломная практика
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-1.4: Использует знания нормативно-правовых актов в сфере образования, этических норм в профессиональной деятельности, обеспечивает конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о субъектах образовательных отношений
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
ОПК-7.2: Демонстрирует умения вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с разными субъектами образовательных отношений, разрешать конфликты и противоречия в работе по оказанию психологической помощи обучающимся, критически оценивать обратную связь от субъектов образовательных отношений
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.3: Анализирует возможности и ограничения педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизиологического развития обучающихся
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.3: Демонстрирует владение приемами и техниками психической саморегуляции, владения собой и своими ресурсами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
различные формы отклоняющегося поведения, факторы и причины их возникновения; социальные, биологические, психологические критерии нормальных и патологических проявлений поведения детей и подростков; виды и формы психологической помощи и психолого-педагогической поддержки школьников с различными видами девиаций;
основы эффективного взаимодействия с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей;
диагностировать особенности проявлений нарушений поведения и их причины; подбирать адекватные методы психологической помощи в соответствии с формами отклонений в поведении и ситуациями, в которых они проявляются;
применять знания для эффективного взаимодействия с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей;
использовать знания нормативно-правовых актов в сфере образования, этических норм в профессиональной деятельности;
вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с разными субъектами образовательных отношений, разрешать конфликты и противоречия в работе по оказанию психологической помощи обучающимся;
методами психологической помощи и самопомощи в критических жизненных ситуациях школьников, при девиантных проявлениях поведения;
методами психолого-педагогической диагностики различных форм девиантного поведения;
способами организации и проведения программ профилактики и преодоления различных форм девиантного поведения школьников.
навыками установления эффективного взаимодействия с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей;