МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
канд.психол.н., Доцент, Хуснутдинова Р.Р.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915 гр..plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины - формирование у обучающихся системы представлений и целостного понимания процесса развития детей с различными категориями дизонтогенеза.
Задачи освоения дисциплины:
обеспечить формирование устойчивых знаний о закономерностях психического дизонтогенеза;
познакомить обучающихся с категориальным аппаратом современной специальной психологии;
вооружить обучающихся знаниями о причинах развития и механизмах психического дизонтогенеза;
сформировать у обучающихся умения и навыки анализа психологической структуры нарушений в развитии;
познакомить с основными путями профилактики и психологической коррекции психического дизонтогенеза;
познакомить обучающихся со спецификой коррекционно – развивающей психолого-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
История (история России, всеобщая история)
Невропатология детского возраста
Психологические основы профессиональной деятельности логопеда
Психопатология с клиникой интеллектуальных нарушений
Безопасность жизнедеятельности
Информационные технологии в профессиональной деятельности
Основы нейропсихологии и психофизиологии
Основы речевой культуры дефектолога
Русский язык и культура речи
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Производственная педагогическая практика
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Производственная практика научно-исследовательская работа
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-1.6: владеет готовностью осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ОПК-2.1: знает историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место специального образования в жизни личности и общества
ОПК-2.2: знает основы методики коррекционного обучения, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-4.2: знает методику духовно-нравственного воспитания обучающихся; в том числе, с особыми образовательными потребностями
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.7: умеет применять психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915 гр..plx
ОПК-6.8: владеет готовностью выстраивать личную траекторию развития обучающегося на основе принципов детерминизма, системности и развития, а их обучения и воспитания на основе принципов природосообразности, культуросообразности, непрерывности и целостности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Общие основы профессиональной этики и социальные нормы
Особенности психолого-педагогического взаимодействия
Основные стратегии педагогического взаимодействия
основные механизмы воздействия на партнера по общению
Особенности современного этапа развития специального образования в мире
Основы оценки профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
Ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ
Особенности протекания психических процессов у детей с особенностями в развитии
Содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ
Основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся
Основы проектирования системы психолого- педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с особенностями в развитии
Использовать коммуникативные умения и навыки в профессиональной и социальной сфере
Аргументировать, вести дискуссии, понимать эмоции и чувства собеседников, снимать эмоциональное напряжение
Осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие в сотрудничестве с другими субъектами образовательного пространства
ориентироваться в современных проблемах специального образования
Ранжировать профессионально важные качества будущей профессии, определять иерархию мотивов к осуществлению профессиональной деятельности
Адекватно и обоснованно оценивать социо-культурную ситуацию развития специального образования на современном этапе.
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии
Определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса
Выбирать направления коррекционного воздействия при обучении детей с ОВЗ, учитывающие особые образовательные потребности этих детей
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам
Определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса.
Проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
Моральными ориентациями и установками, отвечающим этическим и социальным нормам педагогического общения
Навыками взаимодействия с различными субъектами педагогического общения (детьми, родителями, коллегами)
Способами проектирования и реализации психолого-педагогического взаимодействия в образовательных организациях
Навыками анализа профессионально важных качеств будущей профессии и мотивов в аспекте выполнения профессиональной деятельности
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915 гр..plx
Определения структуры профессиограммы будущей профессии и ведущих мотивов осуществления профессиональной деятельности
Осознанной устойчивой мотивацией к профессиональной деятельности в области специального образования
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ
Навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ
Навыками разработки программ коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ
Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно- воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей
Навыками осуществления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ
Навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик параметров образовательной среды