2022-2023_zb44_03_03 Л 2212_ 2213_ 2112_ 2113_ 2012_ 2013_ 2015_ 1912_1913_ 1915 гр__plx_Специальная психология_Логопедия
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Специальная психология
Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
 
Программу составил(и):
Форма обучения
заочная
канд.психол.н., Доцент, Хуснутдинова Р.Р.
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
стр. 2
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формирование у обучающихся системы представлений и целостного понимания процесса развития детей с различными категориями дизонтогенеза.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
обеспечить формирование устойчивых знаний о закономерностях психического дизонтогенеза;
1.4
познакомить обучающихся с категориальным аппаратом современной специальной психологии;
1.5
вооружить обучающихся знаниями о причинах развития и механизмах психического дизонтогенеза;
1.6
сформировать у обучающихся умения и навыки анализа психологической структуры нарушений в развитии;
1.7
познакомить с основными путями профилактики и психологической коррекции психического дизонтогенеза;
1.8
познакомить обучающихся со спецификой коррекционно – развивающей психолого-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История (история России, всеобщая история)
2.1.2
Невропатология детского возраста
2.1.3
Психологические основы профессиональной деятельности логопеда
2.1.4
Психопатология с клиникой интеллектуальных нарушений
2.1.5
Безопасность жизнедеятельности
2.1.6
Валеология
2.1.7
Иностранный язык
2.1.8
Информационные технологии в профессиональной деятельности
2.1.9
Основы нейропсихологии и психофизиологии
2.1.10
Основы речевой культуры дефектолога
2.1.11
Русский язык и культура речи
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная педагогическая  практика
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Производственная практика научно-исследовательская работа
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
ОПК-1.6: владеет готовностью осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: знает историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место специального образования в жизни личности и общества
 
ОПК-2.2: знает основы методики коррекционного обучения, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.2: знает методику духовно-нравственного воспитания обучающихся; в том числе, с особыми образовательными потребностями
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.7: умеет применять психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания
 
стр. 3
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
ОПК-6.8: владеет готовностью выстраивать личную траекторию развития обучающегося на основе принципов детерминизма, системности и развития, а их обучения и воспитания на основе принципов природосообразности, культуросообразности, непрерывности и целостности
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Общие основы профессиональной этики и социальные нормы
3.1.2
Особенности психолого-педагогического взаимодействия
3.1.3
Основные стратегии педагогического взаимодействия
3.1.4
основные механизмы воздействия на партнера по общению
3.1.5
Особенности современного этапа развития специального образования в мире
3.1.6
Основы оценки профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
3.1.7
Ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования
3.1.8
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ
3.1.9
Особенности протекания психических процессов у детей с особенностями в развитии
3.1.10
Содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида,  особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ
3.1.11
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ
3.1.12
Основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся
3.1.13
Основы проектирования системы психолого- педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с особенностями в развитии
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Использовать коммуникативные умения и навыки в профессиональной и социальной сфере
3.2.2
Аргументировать, вести дискуссии, понимать эмоции и чувства собеседников, снимать эмоциональное напряжение
3.2.3
Осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие в сотрудничестве с другими субъектами образовательного пространства
3.2.4
ориентироваться в современных проблемах специального образования
3.2.5
Ранжировать профессионально важные качества будущей профессии, определять иерархию мотивов к осуществлению профессиональной деятельности
3.2.6
Адекватно и обоснованно оценивать социо-культурную ситуацию развития специального образования на современном этапе.
3.2.7
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии
3.2.8
Определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса
3.2.9
Выбирать направления коррекционного воздействия при обучении детей с ОВЗ, учитывающие особые образовательные потребности этих детей
3.2.10
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам
3.2.11
Определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса.
3.2.12
Проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
владеть:
3.3.2
Моральными ориентациями и установками, отвечающим этическим и социальным нормам педагогического общения
3.3.3
Навыками взаимодействия с различными субъектами педагогического общения (детьми, родителями, коллегами)
3.3.4
Способами проектирования и реализации психолого-педагогического взаимодействия в образовательных организациях
3.3.5
Навыками анализа профессионально важных качеств будущей профессии и мотивов в аспекте выполнения профессиональной деятельности
 
стр. 4
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
3.3.6
Определения структуры профессиограммы будущей профессии и  ведущих мотивов осуществления профессиональной деятельности
3.3.7
Осознанной устойчивой мотивацией к профессиональной деятельности в области специального образования
3.3.8
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ
3.3.9
Навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ  
3.3.10
Навыками разработки программ коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ   
3.3.11
Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно- воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей
3.3.12
Навыками осуществления  психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ
3.3.13
Навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик параметров образовательной среды