2022-2023_zb44_03_03 Л 2212_ 2213_ 2112_ 2113_ 2012_ 2013_ 2015_ 1912_1913_ 1915 гр__plx_Основы нейропсихологии и психофизиологии_Логопедия
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Основы нейропсихологии и психофизиологии
Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
 
Программу составил(и):
Форма обучения
заочная
к.б.н., доцент, Хасанова А.Р.
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
стр. 2
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: дать представление о мозге, как субстрате психических функций, его строении, функциональной организации и особенностях психической деятельности человека, сформировать у обучающихся профессиональные знания о сущности, закономерностях и тенденциях нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга, их причинах и проявлениях.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование научных представлений о предмете нейропсихологии и психофизиологии, их задачах и методах, структуре и месте в системе других наук;
1.4
ознакомление обучающихся с принципами переработки информации в центральной нервной системе;
1.5
ознакомление с современными представлениями о механизмах памяти, эмоций, целевого поведения, о проблемах системной и динамической локализации функций;
1.6
овладение навыками теоретического анализа психофизиологических источников с точки зрения системного подхода;
1.7
формирование научных представлений о специфике прикладных исследований в области нейропсихологии и психофизиологии.
1.8
1.9
1.10
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Основы нейропсихологии и психофизиологии» обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения предмета «Биология» на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Невропатология детского возраста
2.2.2
Психопатология с клиникой интеллектуальных нарушений
2.2.3
Специальная психология
2.2.4
Гуманитарные основы профессиональной деятельности
2.2.5
Производственная практика (технологическая (проектно-технологическая)) (по модулю Нарушения фонационного и звукопроизносительного оформления речи)
2.2.6
Психологические основы профессиональной деятельности логопеда
2.2.7
Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности
2.2.8
Методология и методы научного исследования
2.2.9
Научные исследования в профессиональной деятельности
2.2.10
Проектирование коррекционно-развивающих и дополнительных образовательных программ для детей с нарушениями речи
2.2.11
Проектирование образовательных программ
2.2.12
Проектирование основных общеобразовательных программ для детей с нарушениями речи
2.2.13
Проектирование программ логопедического сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
2.2.14
Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи
2.2.15
Разработка программ логопедического консультирования
2.2.16
Специальная педагогика
2.2.17
Философия
2.2.18
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.19
Производственная практика (научно-исследовательская работа)
2.2.20
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.21
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.22
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.23
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.24
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
стр. 3
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: знает законы развития личности и проявления личностных свойств
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.4: умеет использовать методики постановки цели и определения способов ее достижения
 
УК-1.2: знает алгоритм принятия решений, включая методики постановки задач, моделирования, выбора и принятия решений
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
структурно-функциональную характеристику центральной нервной системы;
3.1.2
основные закономерности развития мозга как базы формирования психических процессов;
3.1.3
системы и методы физиологического изучения мозга;
3.1.4
рефлекторную деятельность мозга;
3.1.5
нейрофизиологические механизмы психики;
3.1.6
основные свойства нервной системы и типы высшей нервной деятельности;
3.1.7
методы оценки свойств нервной системы;
3.1.8
закономерности переработки информации в сенсорных системах;
3.1.9
механизмы организации адаптивного поведения на разных этапах онтогенеза;
3.1.10
причины "школьных трудностей".
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
диагностировать основные свойства нервной системы;
3.2.2
осуществлять методическое обеспечение диагностики типов высшей нервной деятельности;
3.2.3
планировать и организовывать исследования психической деятельности человека;
3.2.4
оценивать эффективность психологических воздействий на человека по изменению условно-рефлекторной деятельности;
3.2.5
оценивать адекватность методов обучения;
3.2.6
создавать благоприятные условия для оптимальной жизнедеятельности растущего организма в процессе обучения и воспитания в школе.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками исследования типов межполушарной асимметрии мозга;
3.3.2
методами диагностики памяти, внимания и эмоций при локальных покражениях мозга;
3.3.3
методами диагностики самочувствия и настроения, стрессоустойчивости;
3.3.4
методами организации  исследования психической деятельности человека;
3.3.5
методами диагностика причин школьной неуспеваемости.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx