МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Географии, биологии и методик их преподавания
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Основы нейропсихологии и психофизиологии
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
к.б.н., доцент, Хасанова А.Р.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915 гр..plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины: дать представление о мозге, как субстрате психических функций, его строении, функциональной организации и особенностях психической деятельности человека, сформировать у обучающихся профессиональные знания о сущности, закономерностях и тенденциях нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга, их причинах и проявлениях.
Задачи освоения дисциплины:
формирование научных представлений о предмете нейропсихологии и психофизиологии, их задачах и методах, структуре и месте в системе других наук;
ознакомление обучающихся с принципами переработки информации в центральной нервной системе;
ознакомление с современными представлениями о механизмах памяти, эмоций, целевого поведения, о проблемах системной и динамической локализации функций;
овладение навыками теоретического анализа психофизиологических источников с точки зрения системного подхода;
формирование научных представлений о специфике прикладных исследований в области нейропсихологии и психофизиологии.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Для освоения дисциплины «Основы нейропсихологии и психофизиологии» обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения предмета «Биология» на предыдущем уровне образования.
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Невропатология детского возраста
Психопатология с клиникой интеллектуальных нарушений
Гуманитарные основы профессиональной деятельности
Производственная практика (технологическая (проектно-технологическая)) (по модулю Нарушения фонационного и звукопроизносительного оформления речи)
Психологические основы профессиональной деятельности логопеда
Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности
Методология и методы научного исследования
Научные исследования в профессиональной деятельности
Проектирование коррекционно-развивающих и дополнительных образовательных программ для детей с нарушениями речи
Проектирование образовательных программ
Проектирование основных общеобразовательных программ для детей с нарушениями речи
Проектирование программ логопедического сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи
Разработка программ логопедического консультирования
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Производственная практика (научно-исследовательская работа)
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
Производственная практика научно-исследовательская работа
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915 гр..plx
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.1: знает законы развития личности и проявления личностных свойств
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.4: умеет использовать методики постановки цели и определения способов ее достижения
УК-1.2: знает алгоритм принятия решений, включая методики постановки задач, моделирования, выбора и принятия решений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
структурно-функциональную характеристику центральной нервной системы;
основные закономерности развития мозга как базы формирования психических процессов;
системы и методы физиологического изучения мозга;
рефлекторную деятельность мозга;
нейрофизиологические механизмы психики;
основные свойства нервной системы и типы высшей нервной деятельности;
методы оценки свойств нервной системы;
закономерности переработки информации в сенсорных системах;
механизмы организации адаптивного поведения на разных этапах онтогенеза;
причины "школьных трудностей".
диагностировать основные свойства нервной системы;
осуществлять методическое обеспечение диагностики типов высшей нервной деятельности;
планировать и организовывать исследования психической деятельности человека;
оценивать эффективность психологических воздействий на человека по изменению условно-рефлекторной деятельности;
оценивать адекватность методов обучения;
создавать благоприятные условия для оптимальной жизнедеятельности растущего организма в процессе обучения и воспитания в школе.
навыками исследования типов межполушарной асимметрии мозга;
методами диагностики памяти, внимания и эмоций при локальных покражениях мозга;
методами диагностики самочувствия и настроения, стрессоустойчивости;
методами организации исследования психической деятельности человека;
методами диагностика причин школьной неуспеваемости.
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915 гр..plx