2022-2023_b44_03_05 ИиО 281_plx_Археология_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Археология
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
 
Программу составил(и):
Форма обучения
очная
канд. ист. наук, доцент, Нигамаев А.З.
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
18 4/6
13 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
12
12
30
30
Практические
18
18
26
26
44
44
Итого ауд.
36
36
38
38
74
74
Кoнтактная рабoта
36
36
38
38
74
74
Сам. работа
72
72
34
34
106
106
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
стр. 2
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся на основе археологических источников системы знаний и представлений о возникновении и развитии человечества, его материальной и духовной культуры,с учётом логических и содержательно-методических связей в предметных областях "История России" и "Всеобщая история" и задач по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучать основные понятия археологической науки, методы археологического исследования и особенностей развития человеческого общества и человека в различные периоды истории в археологическом аспекте;
1.4
формировать умения осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в области археологии в рамках научного мировоззрения;
1.5
формировать умения применять полученные знания на практике, в том числе для проведения археологических исследований;
1.6
соблюдать требования уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям различных национальных и социальных групп в процессе межкультурного взаимодействия на основе знаний археологией;
1.7
понимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
1.8
осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применить системный подход для решения поставленных задач;
1.9
применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Археология» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов предыдущего уровня образования («История», «Мировая художественная культура», «Обществознание»).
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История России (XIX – начало ХХ вв.)
2.2.2
История средних веков
2.2.3
Источниковедение
2.2.4
Методика написания исследовательской работы по истории и обществознанию
2.2.5
Педагогика
2.2.6
Архивоведение
2.2.7
Учебная архивная практика
2.2.8
Учебная технологическая практика
2.2.9
Философия  
2.2.10
Методика обучения истории
2.2.11
Новая история стран Европы и Америки
2.2.12
Учебная технологическая практика
2.2.13
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.14
Курсовая работа по истории России
2.2.15
Историография
2.2.16
История философии
2.2.17
Культурология
2.2.18
Новейшая история стран Европы и Америки
2.2.19
Производственная педагогическая  практика
2.2.20
Курсовая работа по Всеобщей истории
2.2.21
Производственная педагогическая практика
2.2.22
Социология
2.2.23
Учебная музейная практика
2.2.24
Курсовая работа по обществознанию
2.2.25
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.2.26
Политология
2.2.27
Правоведение
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
2.2.28
Производственная педагогическая практика
2.2.29
Экономика
2.2.30
Этика
2.2.31
Религиоведение
2.2.32
История зарубежной литературы XIX-XX в.
2.2.33
Литература древней и средневековой Руси
2.2.34
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.35
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.36
Методика организации исследовательской работы по истории и обществознанию в школе
2.2.37
Музееведение
2.2.38
Актуальные проблемы Великой Отечественной войны
2.2.39
История русской литературы XIX-XX в.
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
мировоззренческие принципы основных концепций исторического процесса, их связь с идейно-политическими течениями общественной мысли;
3.1.2
основные направления, проблемы, концепции и методы археологических исследований;
3.1.3
основные типы и виды археологических источников;
3.1.4
археологическую терминологию;
3.1.5
основные механизмы культурно-исторических связей народов мира в древности и в средние века;
3.1.6
виды и методы полевых археологических работ
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать археологические проблемы, устанавливать причинно-следственные связи;
3.2.2
выявлять общие черты и различия археологических культур, а также сравниваемых археологических процессов и событий;
3.2.3
анализировать научную литературу по археологии на основе известных методологических подходов;
3.2.4
осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения путём внешней и внутренней критики источника;
3.2.5
осуществлять отбор учебного материала, проводить аргументированные исторические аналогии, обобщать исторические факты, применять полученные знания в профессиональной деятельности
3.2.6
использовать полученные знания для комплексного анализа важнейших процессов, явлений и событий всеобщей истории
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами археологических (полевых, лабораторных) исследований;
3.3.2
технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по археологии;
3.3.3
опытом деятельности самостоятельного осуществления поиска информации в области археологии;
3.3.4
опытом работы с картографическими и информационными источниками;
3.3.5
опытом в применении полученных знаний на практике;
3.3.6
навыками самостоятельного научного поиска и анализа информации в рамках учебной дисциплины, методами научно-педагогического исследования в предметной области;
3.3.7
приемами проектирования различных форм учебных и внеурочных занятий с использованием археологических находок;
3.3.8
методами использования знаний по археологии в педагогической деятельности
 
 
 
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx