МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Теории и методики начального и дошкольного образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Современные проблемы науки и образования
44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Русский язык и литература
к.псх.н., доцент, Захарова И. М.
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель осовения дисциплины:
сформировать знания о специфике, принципах, формах, методах модернизации системы российского образования, а также связанных с этим основных изменений в деятельности педагога.
развить умение выделять и решать профессионально-педагогические проблемы и задачи;
определить современную проблематику в науке и образовании;
ознакомить с концепцией ФГОС, профессиональным стандартом педагога и новым порядком аттестации педагогических кадров на основе ЕФОМ (единых федеральных оценочных материалов);
сформировать профессиональную компетентность в аспекте проектирования путей решения профессиональных педагогических (управленческих) проблем с научных методологических позиций.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Входные знания, умения и навыки формируются на предыдущем уровне образования(бакалавриат).
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Русский язык в профессиональной деятельности
Учебная практика научно-исследовательская работа
Методика преподавания русского языка как иностранного
Организация проектной и исследовательской деятельности по предметам Русский язык, Литература
Производственная педагогическая практика
Русская литература в контексте культур
Технологии представления результатов научно-исследовательской деятельности
Производственная практика научно-исследовательская работа
Современные образовательные технологии
Современный литературно-критический процесс
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Производственная преддипломная практика
Современные средства оценивания результатов обучения по предметам Русский язык, Литература
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОПК-8.1: Знает особенности педагогической деятельности; требования к субъектам педагогической деятельности; результаты научных исследований в сфере педагогической деятельности
ОПК-4.1: Знает общие принципы и подходы к реализации процесса воспитания; методы и приемы формирования ценностных ориентаций обучающихся, развития нравственных чувств (совести, долга, эмпатии, ответственности и др.), формирования нравственного облика (терпения, милосердия и др.), нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявлять самоотверженность, готовности к преодолению жизненных испытаний) нравственного поведения; документы, регламентирующие содержание базовых национальных ценностей
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
ОПК-4.2: Умеет создавать воспитательные ситуации, содействующие становлению у обучающихся нравственной позиции, духовности, ценностного отношения к человеку
ОПК-4.3: Владеет методами и приемами становления нравственного отношения обучающихся к окружающей действительности; способами усвоения подрастающим поколением и претворением в практическое действие и поведение духовных ценностей (индивидуально-личностных, общечеловеческих, национальных, семейных и др.)
ОПК-2.1: Знает содержание основных нормативных документов, необходимых для проектирования ОП; сущность и методы педагогической диагностики особенностей обучающихся; сущность педагогического проектирования; структуру образовательной программы и требования к ней; виды и функции научно-методического обеспечения современного образовательного процесса
ОПК-1.1: Знает приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования в Российской Федерации
УК-6.1: Применяет рефлексивные методы в процессе оценки разнообразных ресурсов (личностных, психофизиологических, ситуативных, временных и т.д.), используемых для решения задач самоорганизации и саморазвития
УК-1.1: Выявляет проблемную ситуацию в процессе анализа проблемы, определяет этапы ее разрешения с учетом вариативных контекстов
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
основы системного подхода в аспекте реализации принципов индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся (в том числе и для лиц с ОВЗ)
нормативные документы для проектирования и оценки ОП;
психолого-педагогические основы учебной деятельности, принципы проектирования и ососбенности их использования;
теоретические и прикладные аспекты развития современной науки и образования;
парадигмы современного российского образования в аспекте реализации требований ФГОС;
современное состояние и направления модернизации системы российского образования (на примере ФГОС, Профессионального стандарта педагога, нового порядка аттестации педагогических работников);
метапредметные технологии и педагогические дефициты их применения;
общие принципы м подходы к реализации процесса воспитания обучающихся.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
осуществлять критический анализ проблемных ситуаций с целью выработки стратегии действий
применять системно-деятельностный подход как актуальную основу современного российского образования;
осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать индивидуальный профессиональный образовательный маршрут с целью повышения уровня профессиональной компетентности и качества педагогической деятельности;
составлять матрицу проблем совремнного образования;
анализировать особенности педагогической деятельности и результаты научных исследований в сфере педагогической деятельности;
проектирование социальных ситуаций, образовательной среды класса, школы в аспекте формирования нравственно-ценностных качеств обучающихся.
навыком анализа образовательной ситуации для определения стратегии развития образовательной среды;
навыком осмысления и критического анализа своего уровня профессиональной компетентности в аспекте соблюдения нормативно-правовых актов;
навыком проектирования образовательного пространства класса (школы) в аспекте решения актуальных проблем образования;
способен определять пути решения выявленных образовательных проблем.