МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Физической культуры и спорта
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Биомеханика двигательной деятельности
49.03.01 Физическая культура, профиль Спортивная тренировка в избранном виде спорта
Распределение часов дисциплины по курсам
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у занимающихся знаний биомеханических основ двигательных действий человека.
Задачи освоения дисциплины:
– приобретение умения объективно анализировать количественные и качественные характеристики двигательных действий;
– поиск наиболее рациональных вариантов технического исполнения упражнений;
– определение эффективных подходов к обучению спортивным движениям;
– построение рациональных методик развития двигательных качеств,обуславливающих способности выполнять спортивные движения.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Учебная практика. Тренерская практика
Информационные технологии в физической культуре и спорте
Русский язык и культура речи
Учебная тренерская практика
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Курсовая работа по теории и методике физической культуры и спорта
Организация внеучебной деятельности
Производственная практика. Педагогическая практика
Экономика физической культуры и спорта
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Производственная педагогическая практика
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОПК-9: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся
ОПК-9.1: Знает методы измерения и оценки физического развития, оценки двигательных качеств
ОПК-2: Способен осуществлять спортивный отбор и спортивную ориентацию в процессе занятий
ОПК-2.2: Умеет ориентироваться в общих положениях и требованиях нормативных документов по вопросам отбора и спортивной ориентации; проводить методически обоснованный набор в группу начальной подготовки, в том числе по результатам сдачи нормативов
ОПК-2.3: Имеет опыт проведения антропометрических измерений для оценки физического развития; проведения оценки функционального состояния человека
ОПК-1: Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста
ОПК-1.1: Знает морфологические особенности занимающихся физической культурой различного пола и возраста, критерии оценки физического развития, определяющие подход к планированию характера и уровня физических нагрузок, анализу результатов их применения
ОПК-1.2: Умеет дифференцировать обучающихся, тренирующихся по степени физического развития в пределах возрастно-половых групп для подбора величин тренировочных нагрузок; выявлять зависимость между процессами энергообразования при выполнении мышечной деятельности и уровнем физической работоспособности
ОПК-1.3: Имеет опыт использования анатомической терминологии, адекватно отражающей морфофункциональные характеристики занимающихся, виды их двигательной деятельности; проведения анатомического анализа физических упражнений
ОПК-1.4: Выстраивает образовательный процесс в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
законы механического движения (закон всемирного тяготения, законы Ньютона, закон сохранения количества движений в изолированной системе, закон динамики вращения тела вокруг неподвижной оси, принципы механического взаимодействия тел друг с другом);
особенности механического движения в живых системах;
механические свойства мышц (свойства упругости, вязкости, прочности, ползучести);
принципы группового взаимодействия мышц;
биомеханические характеристики движения (пространственные, временные, пространственно-временные, силовые, энергетические, инерционные).
применять и использовать в практической деятельности знания, полученные при изучении курса «Биомеханика двигательной деятельности»;
разбираться в сложных двигательных актах человека и уяснить, что они зависят от множества факторов и непрерывно изменяются в процессе обучения и тренировки;
проводить качественный и количественный биомеханический анализ спортивной техники;
производить поиск положительных особенностей в технике наряду с ошибками и намечать пути исправления последних, чтобы улучшить технику и добиться наилучшего конечного результата.
владеть различными подходами к биомеханическому обоснованию техники спортивных движений и уметь применять их на практике;
владеть умениями и навыками психофизического самосовершенствования на основе законов биомеханики;
применять методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности.