2022-2023_b44_03_05 РЯиЛ 232_plx_Педагогика_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Педагогика
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
Программу составил(и):
Форма обучения
очная
канд. пед. наук, доц., Хакимова Н.Г.
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
5 (3.1)
Итого
Недель
14 4/6
14 4/6
14
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
28
28
Практические
14
14
28
28
28
28
70
70
Итого ауд.
28
28
42
42
28
28
98
98
Кoнтактная рабoта
28
28
42
42
28
28
98
98
Сам. работа
44
44
66
66
44
44
154
154
Итого
72
72
108
108
72
72
252
252
 
 
стр. 2
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цели освоения дисциплины: формирование теоретических знаний студентов и приобретение ими компетенций по осуществлению педагогической деятельности
1.2
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
обеспечение освоения обучающимися основных методологических подходов к пониманию, конструированию и интерпретации педагогических знаний;
1.5
формирование у обучающихся общих представлений о целостностном педагогическом процессе, его сущности, закономерностях, принципах, содержании, методах, формах и средствах осуществления;
1.6
приобретение теоретических знаний, а также применение психолого-педагогических технологий в профессиональной деятельности для индивидуализации обучения, развития и воспитания, необходимых для работы с различным контингентом обучающихся;
1.7
Формирование способности взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации программ развития универсальных учебных действий, формирования развивающей образовательной среды для достижения личностных результатов обучения.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья
2.1.2
Детская литература
2.1.3
История (история России, всеобщая история)
2.1.4
Практикум по анализу художественного текста
2.1.5
Технологии цифрового образования
2.1.6
Основы медицинских знаний
2.1.7
Русский язык и культура речи
2.1.8
Физическая культура и спорт
2.1.9
Финансово-экономический практикум
2.1.10
Фольклор
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.2
Основы вожатской деятельности
2.2.3
Производственная педагогическая вожатская практика
2.2.4
Старославянский язык
2.2.5
Учебная технологическая практика (сопровождение обучающихся с ОВЗ)
2.2.6
Производственная педагогическая  практика
2.2.7
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по русскому языку и литературе
2.2.8
Курсовая работа по русскому языку
2.2.9
Производственная педагогическая практика
2.2.10
Русская диалектология
2.2.11
Стилистика
2.2.12
Учебная практика по риторике
2.2.13
Курсовая работа по литературе
2.2.14
Организация внеурочной деятельности по литературе
2.2.15
Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе на уровне среднего общего образования
2.2.16
Производственная педагогическая практика
2.2.17
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.18
Документационное обеспечение образовательного процесса учителя русского языка и литературы
2.2.19
Интерактивные технологии в обучении русскому языку и литературе
2.2.20
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.21
Организация внеурочной деятельности по русскому языку
2.2.22
Дидактические и методические аспекты проектирования урока русского языка и литературы
 
стр. 3
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
2.2.23
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.1: Оценивает личностные ресурсы по достижению целей саморазвития и управления своим временем на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.2: Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при реализации траектории саморазвития
 
 
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
ОПК-1.2: Применяет в своей деятельности основные нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики, обеспечивает конфиденциальность сведений о субъектах образовательных отношений, полученных в процессе профессиональной деятельности
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
 
ОПК-2.2: Проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся
 
ОПК-2.3: Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.1: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
 
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.3: Выявляет и корректирует трудности в обучении, разрабатывает предложения по совершенствованию образовательного процесса
 
ОПК-5.2: Осуществляет контроль и оценку образовательных результатов на основе принципов объективности и достоверности
 
ОПК-5.1: Осуществляет выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Осуществляет отбор психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применяет их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся
 
ОПК-6.2: Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить индивидуализацию обучения, развития, воспитания, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся
 
 
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
ОПК-7.1: Взаимодействует с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося
 
ОПК-7.2: Взаимодействует со специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
 
ОПК-7.3: Взаимодействует с представителями организаций образования, социальной и духовной сферы, СМИ, бизнес-сообществ и др.
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
ОПК-8.2: Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
стр. 4
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.3: Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
личностные ресурсы по достижению целей саморазвития и управления своим временем на основе принципов образования в течение жизни
3.1.2
основные нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики, обеспечивающие конфиденциальность сведений о субъектах образовательных отношений
3.1.3
принципы и технологии разработки основных и дополнительных образовательных программ в соответствии с ФГОС общего образования
3.1.4
принципы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов основы основы применения психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.1.5
сущность, принципы  духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей
3.1.6
особенности осуществления контроля и оценки образовательных результатов обучающихся и коррекции трудностей в обучении
3.1.7
психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
3.1.8
особенности взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
3.1.9
особенности осуществления педагогической деятельности на основе специальных научных знаний
3.1.10
психолого-педагогические условия создания развивающей образовательной среды для достижения личностных и метапредметных результатов обучения
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
оценивать личностные ресурсы по достижению целей саморазвития  и управления своим временем при реализации траектории саморазвития
3.2.2
осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
3.2.3
разрабатывать программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
3.2.4
осуществлять отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
3.2.5
проектировать индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся.
3.2.6
организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов
3.2.7
осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
3.2.8
осуществлять контроль и оценку образовательных результатов обучающихся на основе принципов объективности и достоверности, корректировать трудности в обучении, разрабатывать предложения по совершенствованию образовательного процесса
3.2.9
применять психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями взаимодействия с взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
стр. 5
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
3.2.10
осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных знаний, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности
3.2.11
использовать образовательный потенциал развивающей среды  для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
приемами осуществления профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
3.3.2
навыками разработки отдельных компонентов основных и дополнительных образрвательных программ. в том чиле с использованием информационно-коммуникативных технологий
3.3.3
приемами организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов
3.3.4
методами  духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей
3.3.5
приемами осуществления контроля и оценки образовательных результатов обучающихся и корректировки трудности в обучении
3.3.6
психолого-педагогическими технологиями, необходимыми для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
3.3.7
способами конструктивного взаимодействия с участниками образовательного процесса по всем вопросам обучения, воспитания, развития обучающегося
3.3.8
специальнвми знаниями для проектирования и осуществления педагогической деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
стр. 6
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx