2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Теория литературы_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Теория литературы
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
Форма обучения
очная
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Ахатова Зифа Фаритовна
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
7 (4.1)
Итого
Недель
17 4/6
15 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
14
14
30
30
Практические
16
16
30
30
46
46
Итого ауд.
32
32
44
44
76
76
Кoнтактная рабoта
32
32
44
44
76
76
Сам. работа
40
40
28
28
68
68
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
108
108
180
180
 
 
стр. 2
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: развитие на основе изучения общетеоретических вопросов литературы общекультурного и интеллектуального уровня, абстрактного мышления обучающихся, способствующего решению задач воспитания и духовно-нравственного развития
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
раскрыть основные понятия и методы теоретической поэтики в анализе различных аспектов литературного произведения
1.4
привить навыки работы с художественной, критической и научной литературой
1.5
сформировать навыки применения различных методов анализа художественного произведения
1.6
сформировать у обучающихся целостное восприятие литературного процесса
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Активные процессы в современном русском языке
2.1.2
Русская диалектология
2.1.3
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.4
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.5
Общая психология
2.1.6
Противодействие коррупции
2.1.7
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.8
Старославянский язык
2.1.9
Фольклор
2.1.10
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.11
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История зарубежной литературы
2.2.2
Методика обучения литературе
2.2.3
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.2.4
Курсовая работа по русскому языку
2.2.5
Проектирование элективных курсов по русскому языку
2.2.6
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.2.7
Курсовая работа по литературе
2.2.8
Литературоведческий анализ художественного текста
2.2.9
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
2.2.10
Производственная  практика научно-исследовательская работа
2.2.11
Современная зарубежная литература
2.2.12
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.2.13
Современный литературный процесс
2.2.14
Теория и практика русской орфографии
2.2.15
Филологический анализ текста
2.2.16
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.17
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.18
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.19
Производственная преддипломная практика
2.2.20
Современная русская литература
2.2.21
Русский язык в условиях билингвизма
2.2.22
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.23
Педагогическая риторика
2.2.24
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.2.25
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.26
Функциональная грамматика русского языка
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.2.27
Литература русского зарубежья
2.2.28
История литературной критики
2.2.29
Основы этимологического анализа
2.2.30
История лингвистических учений
2.2.31
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.32
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1:      способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения 
 
Знать:
 
основные понятия и закономерности в области литературоведения в аспекте формирования научного

мировоззрения;

 
 
Уметь:
 
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат в области литературоведения для формирования научного мировоззрения;
 
 
Владеть:
 
методами научного анализа теоретических источников по литературе в аспекте формирования научного мировоззрения;
 
 
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
 
 
Владеть:
 
навыком формулировать цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности;
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
 
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.1
Знать:
основные понятия и закономерности в области литературоведения в аспекте формирования научного мировоззрения;

характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения;

методологию науки в аспекте формирования научного мировоззрения;

задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности;

закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;

критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;

основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат в области литературоведения для формирования научного мировоззрения;

анализировать основные характеристики исторических лингвистических явлений в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение;

научно обосновывать собственную позицию при анализе литературоведческих  факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение;

анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды;

подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;

оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;

проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.

 
3.3
Владеть:
методами научного анализа теоретических источников по литературе в аспекте формирования научного мировоззрения;

способами анализа философских и социогуманитарных первоисточников по заданным критериям для формирования научного мировоззрения;

навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при литературоведческом анализе;

навыками формулирования целей и задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности;

навыками планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся;

навыками разработки программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;

опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;

опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета.