2022-2023_b44_03_05 РЯиЛ 232_plx_Теория литературы_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Теория литературы
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
Программу составил(и):
Форма обучения
очная
кандидат филологических наук, доцент, Мубаракшина И.И.
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
9 (5.1)
Итого
Недель
18
14
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
28
28
46
46
Практические
18
18
28
28
46
46
Итого ауд.
36
36
56
56
92
92
Кoнтактная рабoта
36
36
56
56
92
92
Сам. работа
36
36
52
52
88
88
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
144
144
216
216
 
 
стр. 2
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: развитие на основе изучения общетеоретических вопросов литературы общекультурного и интеллектуального уровня, абстрактного мышления обучающихся, способствующего решению задач воспитания и духовно-нравственного развития
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
раскрыть основные понятия и методы теоретической поэтики в анализе различных аспектов литературного произведения
1.4
привить навыки работы с художественной, критической и научной литературой
1.5
сформировать навыки применения различных методов анализа художественного произведения
1.6
сформировать у обучающихся целостное восприятие литературного процесса
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История зарубежной литературы
2.1.2
Теория языка
2.1.3
Иностранный язык
2.1.4
История (история России, всеобщая история)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История русской литературы
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Документационное обеспечение образовательного процесса учителя русского языка и литературы
2.2.4
Интерактивные технологии в обучении русскому языку и литературе
2.2.5
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.6
Проблемы изучения русского языка как неродного
2.2.7
Филологический анализ текста
2.2.8
Дидактические и методические аспекты проектирования урока русского языка и литературы
2.2.9
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе
2.2.10
Лингвистический анализ текста
2.2.11
Проблемы изучения русского языка как иностранного
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия и закономерности в области литературоведения в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.1.2
характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения;
3.1.3
методологию науки в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.1.4
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.1.5
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности;
3.1.6
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.1.7
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
стр. 3
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
3.1.8
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.1.9
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат в области литературоведения для формирования научного мировоззрения;
3.2.2
анализировать основные характеристики исторических лингвистических явлений в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение;
3.2.3
научно обосновывать собственную позицию при анализе литературоведческих  факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение;
3.2.4
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.2.5
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды;
3.2.6
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.2.7
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.2.8
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.2.9
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами научного анализа теоретических источников по литературе в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.3.2
способами анализа философских и социогуманитарных первоисточников по заданным критериям для формирования научного мировоззрения;
3.3.3
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при литературоведческом анализе;
3.3.4
навыками формулирования целей и задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности;
3.3.5
навыками планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся;
3.3.6
навыками разработки программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.3.7
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.3.8
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.3.9
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx