МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Русской и татарской филологии
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
кандидат филологических наук, доцент, Ахатова Зифа Фаритовна
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся научного мировоззрения, основанного на знакомстве с образцами русского фольклора для решения задач духовно-нравственного развития и воспитания
Задачи освоения дисциплины:
способствовать развитию критического мышления
развить умения, позволяющие самостоятельно анализировать научную и критическую информацию, необходимую для решения профессиональных задач
создать необходимую научную основу для последующего изучения дисциплины «История русской литературы»
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Для освоения дисциплины «Фольклор» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов предыдущего уровня образования (Литература, Русский язык)
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Противодействие коррупции
Активные процессы в современном русском языке
История русской литературы
Практикум по орфографии и пунктуации
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
Возрастная психология и педагогическая психология
История русского литературного языка
Методика обучения русскому языку
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
История зарубежной литературы
Методика обучения литературе
Методы психолого-педагогического исследования
Основы экологической культуры
Производственная летняя педагогическая практика
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Курсовая работа по методикам обучения предметам
Производственная педагогическая практика
Компетентностный подход в обучении русскому языку
Курсовая работа по русскому языку
Проектирование элективных курсов по русскому языку
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
Курсовая работа по литературе
Литературоведческий анализ художественного текста
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
Производственная практика научно-исследовательская работа
Современная зарубежная литература
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
Современный литературный процесс
Теория и практика русской орфографии
Филологический анализ текста
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
Проблемы изучения русского языка как иностранного
Производственная преддипломная практика
Современная русская литература
Русский язык в условиях билингвизма
Литературное творчество как вид коммуникации
Функционально-содержательные типы диалогов
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
Функциональная грамматика русского языка
Основные аспекты обучения связной письменной речи
Литература русского зарубежья
История литературной критики
Основы этимологического анализа
История лингвистических учений
Лингвистический анализ художественного текста
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОК-1: способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения
основные понятия и закономерности в области литературоведения в аспекте формирования научного
мировоззрения;
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат в области литературоведения для формирования научного мировоззрения;
методами научного анализа теоретических источников по фольклору в аспекте формирования научного мировоззрения;
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
навыками формулирования целей и задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
преподаваемого учебного предмета;
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
основные понятия и закономерности в области языкознания в аспекте формирования научного
мировоззрения;
характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения;
методологию науки в аспекте формирования научного мировоззрения;
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности;
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат в области литературоведения для формирования научного мировоззрения;
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат в области литературоведения для формирования научного мировоззрения;
научно обосновывать собственную позицию при анализе языковых факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение;
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды;
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
методами научного анализа теоретических источников по истории русского языка в аспекте формирования научного
мировоззрения;
навыками анализа философских и социогуманитарных первоисточников по заданным критериям для формирования научного мировоззрения;
способами выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при литературоведческом анализе;
навыками формулирования целей и задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельностинавыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся;
навыками разраотки программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
навыками использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
оценивания образовательной среды по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета.