2022-2023_b44_03_05 Г и ИЯ 261 гр__plx_Сравнительная типология иностранного и русского языков_География и Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Иностранных языков
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Сравнительная типология иностранного и русского языков
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
 
Программу составил(и):
Форма обучения
очная
к.ф.н., доцент, Ахунзянова Р.Р.
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
8 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
24
24
24
24
Практические
24
24
24
24
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
60
60
60
60
Итого
108
108
108
108
 
 
стр. 2
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель дисциплины заключается в формировании научного представления о специфике типологического анализа языков, общелингвистической проблеме «языкового типа» и доминантных типологических чертах в строе английского и русского языков, развитии умений использовать знания систем языков в сопоставительном аспекте для проектирования и проведения уроков иностранного языка в школе, для решения различных коммуникативных задач профессионального и межккультурного взаимодействия.  
1.2
Задачи дисциплины:
1.3
изучение терминологического аппарата лингвистической типологии;
1.4
знакомство со спецификой типологических исследований языков, их основными разновидностями, методами и принципами, а также их местом в ряду смежных дисциплин;
1.5
формирование навыков сравнительного анализа типологически релевантных признаков фонетического, грамматического, лексического строя английского и русского языков в рамках структурной типологии;
1.6
формирование навыков применения основных принципов сравнительной типологии в решении проблем преподавания иностранного языка в школе.
1.7
формирование умений теоретического анализа фонетических, лексических, грамматических явлений;
1.8
развитие умений сопоставлять соответствующие фонетические, лексические, грамматические явления в разных (русском и английском) языках;
1.9
развитие умения находить и использовать социокультурную информацию, необходимую  для взаимодействия с другими членами общества, зафиксированную в фактах языка;
1.10
развитие навыков применения теоретических знаний о фонетическом, лексическом, грамматическом строе иностранного языка в сфере профессиональной деятельности;
1.11
формирование навыков использования теоретических знания  типологически релевантных признаков фонетического, грамматического, лексического строя английского и русского языков в преподавании английского языка в школе в соответствиями с ФГОС;
1.12
формирование умений использования знания типологических черт языков в сравнительном аспекте для проектирования и организации воспитательной, в том числе, внеурочной деятельности в рамках обучения иностранному языку.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Производственная педагогическая практика
2.1.2
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов физической географии
2.1.3
Технология организации краеведческой работы в школе
2.1.4
Экономическая и социальная география России
2.1.5
Язык зарубежной прессы
2.1.6
История и культура стран изучаемого языка
2.1.7
Коммуникативный практикум английского языка
2.1.8
Методика обучения и воспитания (иностранный язык)
2.1.9
Общая экономическая и социальная география
2.1.10
Производственная педагогическая практика
2.1.11
Физическая география России
2.1.12
Лексикология английского языка
2.1.13
Литература стран изучаемого языка
2.1.14
Методический практикум
2.1.15
Стилистика английского языка
2.1.16
Страноведение
2.1.17
Теория и методика обучения географии
2.1.18
Основы вожатской деятельности
2.1.19
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.20
Физическая география материков и океанов
2.1.21
Биогеография
2.1.22
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.23
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.24
Ландшафтоведение
 
стр. 3
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
2.1.25
Общее землеведение
2.1.26
Практика устной и письменной речи (английский язык)
2.1.27
Психология воспитательных практик
2.1.28
Учебная практика по физической географии
2.1.29
Географические информационные системы
2.1.30
География почв с основами почвоведения
2.1.31
Межкультурная коммуникация
2.1.32
Практическая грамматика
2.1.33
Практическая фонетика
2.1.34
Учебная практика по геологии и топографии
2.1.35
Геология
2.1.36
Картография с основами топографии
2.1.37
Основы работы с иноязычным научным текстом
2.1.38
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
2.1.39
Туризм в школе
2.1.40
История иностранного языка
2.1.41
Методы географических исследований
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
понятийный аппарат сравнительной типологии;
3.1.2
основные типологические теории;
3.1.3
основы типологического анализа;
3.1.4
содержание и требования ФГОС к организации образовательного процесса при обучении типологическим различиям иностранного языка и родного;
3.1.5
принципы проектирования и проведения занятий по иностранному языку с  учётом типологических различий иностранного и русского языков;
3.1.6
способы организации воспитательной учебной и внеурочной деятельности в рамках обучения дисициплине "Иностранный язык", основанных на типологических различиях иностранного и русского языков.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять типологический анализ при работе с текстом;
3.2.2
синтезировать теоретические знания с языковой практикой;
3.2.3
демонстрировать понимание глубинных процессов построения языковой системы, включая аспекты системного взаимодействия элементов различных языковых уровней;
3.2.4
проводить системный типологический анализ английского и русского языков;
3.2.5
использовать знания  типологических различий в фонетике, лексикологии и грамматике русского и английского языков при осуществлении устной и письменной коммуникации на иностранном языке;
3.2.6
выстраивать стратегии для достижения поставленных коммуникативных задач и желаемого воздействия;
3.2.7
сопоставлять культурные элементы, отраженные в языковом материале в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
 
стр. 4
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
3.2.8
использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности;
3.2.9
использовать знания  типологических различий в фонетике, лексикологии и грамматике русского и английского языков при проектировании и реализации процесса обучения английскому языку в школе в соответствиями с ФГОС;
3.2.10
использовать знания сравнительной типологии при проектировании и реализации воспитательной, в том числе внеурочной, деятельности в рамках обучения дисциплине "Иностранный язык".
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
инструментарием и методикой типологического анализа;
3.3.2
опытом деятельности в типологическом сопоставлении систем английского и русского языков;
3.3.3
навыками использования знания  типологических различий русского и английского языков при осуществлении устной и письменной коммуникации на иностранном языке;
3.3.4
умениями работать с печатными и электронными источниками на иностранном языке для решения задач межкультурного и профессионального взаимодействия;
3.3.5
навыками сопоставления культурных элементов, отраженных в языковом материале родного и иностранного языков;
3.3.6
навыками разработки уроков с опорой на знание типологических различий родного и иностранного языков в соответствии с требованиями ФГОС;
3.3.7
навыками проектирования и реализации воспитательной деятельности в рамках обучения иностранному языку с учётом типологических различий иностранного и русского языков;
3.3.8
навыками организации и оценки различных видов внеурочной деятельности в рамках обучения иностранному языку с учётом типологических различий иностранного и русского языков.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx