МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Сравнительная типология иностранного и русского языков
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык
к.ф.н., доцент, Ахунзянова Р.Р.
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель дисциплины заключается в формировании научного представления о специфике типологического анализа языков, общелингвистической проблеме «языкового типа» и доминантных типологических чертах в строе английского и русского языков, развитии умений использовать знания систем языков в сопоставительном аспекте для проектирования и проведения уроков иностранного языка в школе, для решения различных коммуникативных задач профессионального и межккультурного взаимодействия.
изучение терминологического аппарата лингвистической типологии;
знакомство со спецификой типологических исследований языков, их основными разновидностями, методами и принципами, а также их местом в ряду смежных дисциплин;
формирование навыков сравнительного анализа типологически релевантных признаков фонетического, грамматического, лексического строя английского и русского языков в рамках структурной типологии;
формирование навыков применения основных принципов сравнительной типологии в решении проблем преподавания иностранного языка в школе.
формирование умений теоретического анализа фонетических, лексических, грамматических явлений;
развитие умений сопоставлять соответствующие фонетические, лексические, грамматические явления в разных (русском и английском) языках;
развитие умения находить и использовать социокультурную информацию, необходимую для взаимодействия с другими членами общества, зафиксированную в фактах языка;
развитие навыков применения теоретических знаний о фонетическом, лексическом, грамматическом строе иностранного языка в сфере профессиональной деятельности;
формирование навыков использования теоретических знания типологически релевантных признаков фонетического, грамматического, лексического строя английского и русского языков в преподавании английского языка в школе в соответствиями с ФГОС;
формирование умений использования знания типологических черт языков в сравнительном аспекте для проектирования и организации воспитательной, в том числе, внеурочной деятельности в рамках обучения иностранному языку.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Производственная педагогическая практика
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов физической географии
Технология организации краеведческой работы в школе
Экономическая и социальная география России
История и культура стран изучаемого языка
Коммуникативный практикум английского языка
Методика обучения и воспитания (иностранный язык)
Общая экономическая и социальная география
Производственная педагогическая практика
Физическая география России
Лексикология английского языка
Литература стран изучаемого языка
Стилистика английского языка
Теория и методика обучения географии
Основы вожатской деятельности
Производственная педагогическая вожатская практика
Физическая география материков и океанов
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
Практика устной и письменной речи (английский язык)
Психология воспитательных практик
Учебная практика по физической географии
Географические информационные системы
География почв с основами почвоведения
Межкультурная коммуникация
Учебная практика по геологии и топографии
Картография с основами топографии
Основы работы с иноязычным научным текстом
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
История иностранного языка
Методы географических исследований
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
понятийный аппарат сравнительной типологии;
основные типологические теории;
основы типологического анализа;
содержание и требования ФГОС к организации образовательного процесса при обучении типологическим различиям иностранного языка и родного;
принципы проектирования и проведения занятий по иностранному языку с учётом типологических различий иностранного и русского языков;
способы организации воспитательной учебной и внеурочной деятельности в рамках обучения дисициплине "Иностранный язык", основанных на типологических различиях иностранного и русского языков.
применять типологический анализ при работе с текстом;
синтезировать теоретические знания с языковой практикой;
демонстрировать понимание глубинных процессов построения языковой системы, включая аспекты системного взаимодействия элементов различных языковых уровней;
проводить системный типологический анализ английского и русского языков;
использовать знания типологических различий в фонетике, лексикологии и грамматике русского и английского языков при осуществлении устной и письменной коммуникации на иностранном языке;
выстраивать стратегии для достижения поставленных коммуникативных задач и желаемого воздействия;
сопоставлять культурные элементы, отраженные в языковом материале в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности;
использовать знания типологических различий в фонетике, лексикологии и грамматике русского и английского языков при проектировании и реализации процесса обучения английскому языку в школе в соответствиями с ФГОС;
использовать знания сравнительной типологии при проектировании и реализации воспитательной, в том числе внеурочной, деятельности в рамках обучения дисциплине "Иностранный язык".
инструментарием и методикой типологического анализа;
опытом деятельности в типологическом сопоставлении систем английского и русского языков;
навыками использования знания типологических различий русского и английского языков при осуществлении устной и письменной коммуникации на иностранном языке;
умениями работать с печатными и электронными источниками на иностранном языке для решения задач межкультурного и профессионального взаимодействия;
навыками сопоставления культурных элементов, отраженных в языковом материале родного и иностранного языков;
навыками разработки уроков с опорой на знание типологических различий родного и иностранного языков в соответствии с требованиями ФГОС;
навыками проектирования и реализации воспитательной деятельности в рамках обучения иностранному языку с учётом типологических различий иностранного и русского языков;
навыками организации и оценки различных видов внеурочной деятельности в рамках обучения иностранному языку с учётом типологических различий иностранного и русского языков.
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx