2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Логопсихология_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Логопсихология
Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
Форма обучения
заочная
Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Ганиева А.М.
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
54
54
54
54
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
стр. 2
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - получение представлений об особенностях психического развития детей с нарушениями речи и психокоррекционной работе с ними.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучение специфики психического развития при первичных речевых нарушениях различной степени тяжести и этиологии;
1.4
изучение особенностей личностного и социального развития у детей с речевой патологией;
1.5
определение перспектив развития детей с нарушениями речи и эффективных средств воспитания и образования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.2
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.3
Литература с основами литературоведения
2.1.4
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.5
Логопедия (Дислалия)
2.1.6
Общая педагогика
2.1.7
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.8
Современный русский язык
2.1.9
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.10
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Клиника интеллектуальных нарушений
2.2.2
Курсовая работа по модулю 6
2.2.3
Логопедическая ритмика
2.2.4
Логопедия (Ринолалия)
2.2.5
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.2.6
Онтогенез речевой деятельности
2.2.7
Организация первой неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях (с практикумом)
2.2.8
Основы генетики
2.2.9
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.2.10
Психопатология
2.2.11
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.12
Курсовая работа по модулю 7
2.2.13
Логопедия (Алалия)
2.2.14
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.15
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
2.2.16
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.2.17
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.18
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.19
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.20
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.21
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.22
Психолингвистика
2.2.23
Речевые игры
2.2.24
Социология
2.2.25
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.26
Производственная практика научно-исследовательская работа
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.27
Производственная преддипломная практика
2.2.28
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.29
Онтогенез речевой деятельности
2.2.30
Основы генетики
2.2.31
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.32
Речевые игры
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
психофизические, возрастные особенности и индивидуальные образовательные потребности обучающихся
 
 
Уметь:
 
учитывать требования образовательных программ и потенциальные возможности обучающихся
 
 
Владеть:
 
способами педагогической деятельности с детьми с речевыми нарушениями
 
 
 
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
 
Знать:
 
нормативы речевого и психического развития
 
 
Уметь:
 
заполнять речевые карты
 
 
Владеть:
 
методами и приемами диагностики речевого развития
 
 
 
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
методы педагогического исследования
 
 
Уметь:
 
определять цели исследования
 
 
Владеть:
 
методами педагогического исследования
 
 
 
3.1
Знать:
психофизические, возрастные особенности и индивидуальные образовательные потребности обучающихся

этиологию и структуру речевых нарушений

особенности развития детей с нарушениями речи различного генеза

нормативы речевого и психического развития

клинико-психолого-педагогические классификации дизонтогенеза

методы обследования речи детей с нарушениями речи

методы педагогического исследования

знать теоретические основы логопсихологического обследования лиц, страдающих речевыми расстройствами;

иметь представление об основных методиках обследования и коррекции неречевых процессов у логопатов;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.2
Уметь:
учитывать требования образовательных программ и потенциальные возможности обучающихся

определять особые образовательные потребности лиц с ОВЗ

применять коррекционно-развивающие методы в образовании

заполнять речевые карты

подбирать визуальный и речевой материал для проведения диагностического обследования

проводить диагностику речевого развития и познавательной сферы детей с нарушениями речевого развития

определять цели исследования

уметь применять рассмотренные в ходе курса знания для проведения квалифицированного логопсихологического обследования и анализа его результатов;

уметь планировать коррекционную работу по преодолению отклонений в неречевой сфере у лиц с нарушенным речевым развитием.

 
3.3
Владеть:
способами педагогической деятельности с детьми с речевыми нарушениями

навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ  

методами и приемами коррекционно-развивающего обучения

методами и приемами диагностики речевого развития

педагогическими методами и приемами диагностики психического развития

методами психологической диагностики

методами педагогического исследования

Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития

Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка