МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи
к.филол.н., доцент, Ганиева А.М.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины - получение представлений об особенностях психического развития детей с нарушениями речи и психокоррекционной работе с ними.
Задачи освоения дисциплины:
изучение специфики психического развития при первичных речевых нарушениях различной степени тяжести и этиологии;
изучение особенностей личностного и социального развития у детей с речевой патологией;
определение перспектив развития детей с нарушениями речи и эффективных средств воспитания и образования.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
Возрастная физиология и психофизиология
Литература с основами литературоведения
Логопедия (Введение в логопедию)
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Физиология ВНД и сенсорных систем
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Клиника интеллектуальных нарушений
Курсовая работа по модулю 6
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
Онтогенез речевой деятельности
Организация первой неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях (с практикумом)
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Курсовая работа по модулю 7
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
Производственная практика научно-исследовательская работа
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
Производственная преддипломная практика
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Онтогенез речевой деятельности
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
психофизические, возрастные особенности и индивидуальные образовательные потребности обучающихся
учитывать требования образовательных программ и потенциальные возможности обучающихся
способами педагогической деятельности с детьми с речевыми нарушениями
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
нормативы речевого и психического развития
методами и приемами диагностики речевого развития
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
методы педагогического исследования
определять цели исследования
методами педагогического исследования
психофизические, возрастные особенности и индивидуальные образовательные потребности обучающихся
этиологию и структуру речевых нарушений
особенности развития детей с нарушениями речи различного генеза
нормативы речевого и психического развития
клинико-психолого-педагогические классификации дизонтогенеза
методы обследования речи детей с нарушениями речи
методы педагогического исследования
знать теоретические основы логопсихологического обследования лиц, страдающих речевыми расстройствами;
иметь представление об основных методиках обследования и коррекции неречевых процессов у логопатов;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
учитывать требования образовательных программ и потенциальные возможности обучающихся
определять особые образовательные потребности лиц с ОВЗ
применять коррекционно-развивающие методы в образовании
заполнять речевые карты
подбирать визуальный и речевой материал для проведения диагностического обследования
проводить диагностику речевого развития и познавательной сферы детей с нарушениями речевого развития
определять цели исследования
уметь применять рассмотренные в ходе курса знания для проведения квалифицированного логопсихологического обследования и анализа его результатов;
уметь планировать коррекционную работу по преодолению отклонений в неречевой сфере у лиц с нарушенным речевым развитием.
способами педагогической деятельности с детьми с речевыми нарушениями
навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ
методами и приемами коррекционно-развивающего обучения
методами и приемами диагностики речевого развития
педагогическими методами и приемами диагностики психического развития
методами психологической диагностики
методами педагогического исследования
Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка