2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Логопедия (Нарушения письменной речи_ Логопедическая профилактика)_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
Форма обучения
заочная
Программу составил(и):
канд.филол.наук, доцент, Ганиева Альбина Мавлетовна
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
20
20
20
20
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
99
99
99
99
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
стр. 2
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся подробной картины проявления дислексии и дисграфии.
1.2
Задачи  освоения дисциплины:
1.3
Ознакомление с историческими аспектами развития дислексии и дисграфии.
1.4
Формирование представлений об этиологии, механизмах, структуре и симптоматике дисграфии и дислексии, их систематизации.
1.5
Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками диагностического исследования дисграфии, а также анализа результатов диагностики.
1.6
Формирование представлений об организации логопедической работы в детских лечебно-профилактических и образовательных учреждениях.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
2.1.2
Психолингвистика
2.1.3
Клиника интеллектуальных нарушений
2.1.4
Курсовая работа по модулю 6
2.1.5
Психопатология
2.1.6
Возрастная психология
2.1.7
Невропатология
2.1.8
Общая психология
2.1.9
Специальная психология
2.1.10
Теории обучения и воспитания
2.1.11
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.12
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.13
Литература с основами литературоведения
2.1.14
Общая педагогика
2.1.15
Современный русский язык
2.1.16
Специальная педагогика
2.1.17
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
2.1.18
Курсовая работа по модулю 7
2.1.19
Логопедия (Алалия)
2.1.20
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.1.21
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.1.22
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.1.23
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.1.24
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
2.1.25
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.26
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.1.27
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.1.28
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
2.1.29
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
2.1.30
Тренинг педагогического общения
2.1.31
Логопедическая ритмика
2.1.32
Логопедические технологии
2.1.33
Логопедия (Ринолалия)
2.1.34
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.1.35
Организация первой неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях (с практикумом)
2.1.36
Планирование логопедической работы
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.1.37
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.1.38
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.39
Логопедия (Дизартрия)
2.1.40
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.41
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
2.1.42
Социальная психология
2.1.43
Техника речи
2.1.44
Формы логопедической работы
2.1.45
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.46
Логопедия (Дислалия)
2.1.47
Противодействие коррупции
2.1.48
Социальная педагогика
2.1.49
Татарский язык для лиц с нарушениями речи
2.1.50
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.51
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.1.52
татарская литература
2.1.53
Основы языкознания
2.1.54
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.55
Основы генетики
2.1.56
Логопсихология
2.1.57
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.1.58
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
2.1.59
Онтогенез речевой деятельности
2.1.60
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.1.61
Речевые игры
2.1.62
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.1.63
Коммуникативный практикум
2.1.64
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ

 
 
Уметь:
 
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии

Определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса.

Выбирать направления коррекционного воздействия при обучении детей с ОВЗ, учитывающие особые образовательные потребности этих детей

 
 
Владеть:
 
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ

Навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ

Навыками разработки программ коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ

 
 
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
основные направления логопедического воздействия,   применяемые в  коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей;

 
 
Уметь:
 
реализовывать коррекционно-логопедические   программы обучения детей с речевыми нарушениями

 
 
Владеть:
 
Представлениями и знаниями о совершенствовании логопедических технологий на современном этапе развития  коррекционной педагогики

 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

 
 
Уметь:
 
обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности

 
 
Владеть:
 
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды

 
 
 
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации.

 
 
Уметь:
 
Использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности

 
 
Владеть:
 
Навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения.

 
 
 
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
 
Знать:
 
Основы психолого-педагогической и нозологической классификации речевых нарушений; этиологию и патогенез речевых нарушений; схему нормального речевого развития и физических навыков.

 
 
Уметь:
 
Применять знания для описания основных характеристик речевых нарушений у детей с ОВЗ

 
 
Владеть:
 
Навыками анализа основных характеристик речевых нарушений

 
 
 
ПК-6: способен осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы
 
Знать:
 
Виды речевых нарушений в соответствии с классификацией.

Основной комплекс мероприятий, направленных на получение полной информации о состоянии речи 

 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
ребенка.

особенности развития  и уровень достижений обучающихся с разным типом дизонтогенеза на различных возрастных ступенях.

 
 
Уметь:
 
Подбирать схему обследования в соответствии с речевым диагнозом.

 
 
Владеть:
 
навыком исследовательской деятельности в проведении мониторинга по изучению планируемых результатов обучения детей с дисграфией;

 
 
 
ПК-7: готов к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением
 
Знать:
 
различные направления психолого-педагогического исследования речевых нарушений;

 
 
Уметь:
 
подбирать лексический материал для проведения коррекционно-логопедической работы с  ребенком с речевым нарушением;

 
 
Владеть:
 
методикой выявления уровня речевого нарушения;

 
 
 
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
этиологию нарушений речи;

 
 
Уметь:
 
определять направления исследовательской деятельности;

 
 
Владеть:
 
различными  методами исследования в логопедической практике; применением различных методик исследовательской деятельности;

 
 
 
3.1
Знать:
основы образовательно-коррекционного процесса с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся

особенности выбора и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья

содержание основных этапов организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты

особенности планирования образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья

виды психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализа результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития

основы мониторинга достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы.

основные направления психолого-педагогического сопровождения семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением

формы дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико- биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.2
Уметь:
формулировать основные цели и задачи образовательно-коррекционного процесса с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся

определять цель и задачи выбора и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья

определять содержание основных этапов организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты

планировать образовательно-коррекционную работу с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья

проводить сбор необходимых данных для психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализа результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития

проводить сбор необходимых данных для мониторинга достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы.

определять направления психолого-педагогического сопровождения семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением

реализовать дефектологические, педагогические, психологические, лингвистические, медико- биологические знания для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности

 
3.3
Владеть:
навыками анализа образовательно-коррекционного процесса с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся

навыками осуществления выбора и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья;

навыками разработки основных этапов организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты

опытом планирования образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья

навыком исследовательской деятельности в проведении сбора  необходимых данных для психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализа результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития

опытом проведения сбора  необходимых данных для мониторинга достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы.

методами психолого-педагогического сопровождения семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением

навыками реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико- биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности