МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Курсовая работа по модулю 7
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи
канд.филол.наук, доцент, Ганиева Альбина Мавлетовна
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины заключается в подготовке обучающихся к ведению научно-исследовательской деятельности при изучении уровня сформированности компонентов речевой системы, процесса формирования и интерпретации результатов обучения детей с нарушениями речи.
Задачи освоения дисициплины:
развитие интереса обучающихся к научному исследованию;
углубление знаний о причинах, механизмах, структуре и симптоматике речевых нарушений;
закрепление знаний о принципах, методах, приемах, средствах и содержании логопедического обследования детей с нарушениями речи;
актуализация знаний и представлений о специальной педагогике и логопедии как раздела специальной педагогики (понятий аппарат, систематика нарушений развития, причины и классификации речевых нарушений);
углубление знаний об основных коррекционно-развивающих программах, которые используются в коррекционно- развивающей работе с детьми с нарушениями речи;
формирование умений выбора программ обучения детей с речевыми нарушениями и планирования собственной логопедической работы;
развитие навыков интерпретации и обобщения результатов диагностики речевых процессов у детей с нарушениями речи;
формирование умения использования современных компьютерных технологий в коррекционно-педагогической деятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Клиника интеллектуальных нарушений
Курсовая работа по модулю 6
Логопедические технологии
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
Организация первой неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях (с практикумом)
Планирование логопедической работы
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Логопедия (Нарушения голоса)
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
Теории обучения и воспитания
Формы логопедической работы
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
Возрастная физиология и психофизиология
Литература с основами литературоведения
Логопедия (Введение в логопедию)
Физиология ВНД и сенсорных систем
Онтогенез речевой деятельности
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
Производственная практика научно-исследовательская работа
Производственная преддипломная практика
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
Специальная методика преподавания математики
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
Модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации.
Использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности
Навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения.
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
Основы психолого-педагогической и нозологической классификации речевых нарушений; этиологию и патогенез речевых нарушений; схему нормального речевого развития и физических навыков.
Применять знания для описания основных характеристик речевых нарушений у детей с ОВЗ
Навыками анализа основных характеристик речевых нарушений.
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
Структурные элементы педагогического исследования
Определять направления исследовательской деятельности.
Навыками организации и проведении диагностики
ПК-9: способен использовать методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации, формулировать выводы, представлять результаты исследования
методологию исследования различных компонентов речевой системы
Интерпритировать полученные результаты исследования
формулировать выводы и представлять результаты исследования
осуществлять качественный и количественный анализ диагностических данных, аргументировано формулировать логопедическое заключение; планировать дальнейшие направления работы
Навыками интерпритации результатов исследования
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
особенности протекания психических процессов у детей с речевыми нарушениями и виды программ для преодоления речевых нарушений;
методологию исследования психических, в том числе речевых процессов, с учетом нозальности, этиологии и патогенеза речевых нарушений, с использованием принципов последовательности, системности, динамического изучения, учета возрастных особенностей ребенка;
структурные элементы и формы психолого-педагогического и логопедического исследования состояния психических и в том числе речевых процессов;
методологию педагогического исследования с использованием специальных педагогических методик.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
использовать специальную психолого-педагогическую и логопедическую литературу, необходимую для планирования коррекционно-логопедического воздействия;
выделять основные критерии речевых нарушений и делать логические выводы о состоянии психических процессов и в том числе речевой функции ребенка;
определять методики исследования состояния психических и в том числе речевых процессов;
осуществлять качественный и количественный анализ диагностических данных, полученных при проведении диагностики психических и в том числе речевых процессов.
навыком самостоятельного перспективного, календарного, индивидуального планирования коррекционно- логопедического воздействия с учетом модальности нарушения в перспективе на год, месяц, день;
приемами комплексной диагностики и ее отдельными элементами, с учетом принципов последовательности, системности, динамического изучения, учета возрастных особенностей ребенка;
навыками проведения экспериментального исследования и интерпретации полученных результатов исследования;
методами и приемами изучения особенностей речевой деятельности детей С тнр и состояния их психических процессов.