МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Логопедические технологии
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи
канд.филол.наук, доц., Ганиева А.М.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся профессиональных компетенций, позволяющих осуществлять образовательно-коррекционный процесс с детьми, имеющими нарушения речи,на фронтальных и индивидуальных занятиях по развитию всех компонентов речевой системы.
Задачи освоения дисциплины:
усвоение обучающимися теоретико-методических и практических основ создания и применения моделей изучения и формирования произносительной стороны речи у детей;
создание условий для овладения учащимися технологиями обследования произносительной стороны речи, анализа материалов обследования, планирования и проведения индивидуальных и фронтальных коррекционных занятий по развитию всех компонентов речевой системы.
формирование умения применять специальные упражнения и игры в коррекционном работе с детьми, имеющими речевые патологии
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
Возрастная физиология и психофизиология
Литература с основами литературоведения
Логопедия (Введение в логопедию)
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Физиология ВНД и сенсорных систем
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
Курсовая работа по модулю 7
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
Психология личности и профессиональное самоопределение
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
Специальная методика развития речи дошкольников
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
Производственная практика научно-исследовательская работа
Производственная преддипломная практика
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
Специальная методика преподавания математики
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
Психология личности и профессиональное самоопределение
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
основные направления логопедического воздействия, применяемые в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей;
реализовывать коррекционно- логопедические программы обучения детей с речевыми нарушениями
Представлениями и знаниями о совершенствовании логопедических технологий на современном этапе развития коррекционной педагогики
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
Обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
Модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
нарушения и возможности их компенсации.
Использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности
Навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения.
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
Основы психолого- педагогической и нозологической классификации речевых нарушений; этиологию и патогенез речевых нарушений; схему нормального речевого развития и физических навыков.
Применять знания для описания основных характеристик речевых нарушений у детей с ОВЗ
Навыками анализа основных характеристик речевых нарушений.
ПК-6: способен осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы
Виды речевых нарушений в соответствии с классификацией
подбирать диагностику обследования в соответствии с речевым диагнозом.
навыком исследовательской деятельности в проведении мониторинга по изучению планируемых результатов обучения детей с речевыми нарушениями;
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
Структурные элементы педагогического исследования
Определять направления исследовательской деятельности.
навыками организации и проведении диагностики
формы просветительской работы с населением, родителями, персоналом общеобразовательных и специальных детских учреждений;
методологию педагогических исследований проблем звукопроизношения и коммуникативной функции речи;
базовые понятия в области абилитации, адаптации, коррекции и компенсации лиц с нарушениями звукопроизношения и грамматического строя речи;
основные закономерности речевого развития ребенка, психологические параметры дизонтогенеза;
теоретические основы коррекции и компенсации нарушенного звукопроизношения и грамматического строя речи, социально-психологической адаптации и реабилитации ребенка с нарушением коммуникативной функции речи;
иметь представления о сложной структуре дефекта, его проявлениях, причинах возникновения, влиянии дефекта на психическую деятельность ребенка
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
оказывать консультативную помощь семьям и педагогам по вопросам учета психологических особенностей детей с нарушением коммуникативной функции речи в процессе их воспитания и обучения;
создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду, обеспечивающую полноценную коррекционно – логопедическую помощь детям с речевыми нарушениями;
анализировать и объяснять связь специальной педагогики с общей и дошкольной педагогикой, связь специальной педагогики с отраслями медицинских, психологических и лингвистических знаний;
определять психологические особенности детей с речевыми нарушениями;
формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи;
составлять карту наблюдения за ребенком нарушением коммуникативной функции речи.
способностью обеспечения психологического сопровождения детей данной категории в образовательном процессе;
способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны;
практическими умениями и навыками общения и взаимодействия с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья;
способностью проведения квалифицированного диагностического обследования с целью выявления состояния у детей различного возраста.
Приобрести опыт деятельности:
формирования и развития экспрессивной и импрессивной речи и оценки статуса речевого развития ребенка с ОНР, ФФН, нарушениями письменной речи;
выбора и применения коррекционно – образовательных программ для преодоления ОНР, ФФН, нарушений письменной речи на основе индивидуально – дифференцированного подхода к лицам с речевыми нарушениями;
организации коррекционно – образовательной среды логопедического кабинета и использования подготовленных дидактических пособий для преодоления ОНР, ФФН, нарушений письменной речи;
планирования корекционно – логопедической работы по развитию речевых навыков у детей с ОНР, ФФН, нарушениями письменной речи;
обследования ребенка с ОНР, ФФН и определение степени нарушений речи;
составления схемы обследования и проведения мониторинга по выявлению речевых достижений у детей с различными речевыми нарушениями;
исследований в области изучения речевых нарушений.