2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Логопедические технологии_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Логопедические технологии
Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
Форма обучения
заочная
Программу составил(и):
канд.филол.наук, доц., Ганиева А.М.
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
12
12
Практические
6
6
8
8
14
14
Итого ауд.
12
12
14
14
26
26
Кoнтактная рабoта
12
12
14
14
26
26
Сам. работа
92
92
85
85
177
177
Часы на контроль
4
4
9
9
13
13
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
стр. 2
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся профессиональных компетенций, позволяющих осуществлять образовательно-коррекционный процесс с детьми, имеющими нарушения речи,на фронтальных и индивидуальных занятиях по развитию всех компонентов речевой системы.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
усвоение обучающимися теоретико-методических и практических основ создания и применения моделей изучения и формирования произносительной стороны речи у детей;
1.4
создание условий для овладения учащимися технологиями обследования произносительной стороны речи, анализа материалов обследования, планирования и проведения индивидуальных и фронтальных коррекционных занятий по развитию всех компонентов речевой системы.
1.5
формирование умения применять специальные упражнения и игры в коррекционном работе с детьми, имеющими речевые патологии
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.2
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.3
Литература с основами литературоведения
2.1.4
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.5
Логопедия (Дислалия)
2.1.6
Общая педагогика
2.1.7
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.8
Современный русский язык
2.1.9
Специальная педагогика
2.1.10
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.11
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
2.2.2
Курсовая работа по модулю 7
2.2.3
Логопедия (Алалия)
2.2.4
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.5
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
2.2.6
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.2.7
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.2.8
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.9
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
2.2.10
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.11
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.12
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.13
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.14
Психолингвистика
2.2.15
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.16
Речевые игры
2.2.17
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.18
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.19
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
2.2.20
Специальная методика развития речи дошкольников
2.2.21
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.2.22
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
2.2.23
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.24
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.25
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.26
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.27
Производственная преддипломная практика
2.2.28
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.29
Специальная методика преподавания математики
2.2.30
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.31
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.32
Речевые игры
2.2.33
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.34
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.35
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.2.36
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ

 
 
Уметь:
 
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии

 
 
Владеть:
 
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ

 
 
 
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
основные направления логопедического воздействия,   применяемые в  коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей;

 
 
Уметь:
 
реализовывать коррекционно- логопедические   программы обучения детей с речевыми нарушениями

 
 
Владеть:
 
Представлениями и знаниями о совершенствовании логопедических технологий на современном этапе развития  коррекционной педагогики

 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

 
 
Уметь:
 
Обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности

 
 
Владеть:
 
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды

 
 
 
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые 
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
нарушения и возможности их компенсации.

 
 
Уметь:
 
Использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности

 
 
Владеть:
 
Навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения.

 
 
 
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
 
Знать:
 
Основы психолого- педагогической и нозологической классификации речевых нарушений; этиологию и патогенез речевых нарушений; схему нормального речевого развития и физических навыков.

 
 
Уметь:
 
Применять знания для описания основных характеристик речевых нарушений у детей с ОВЗ

 
 
Владеть:
 
Навыками анализа основных характеристик речевых нарушений.

 
 
 
ПК-6: способен осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы
 
Знать:
 
Виды речевых нарушений в соответствии с классификацией

 
 
Уметь:
 
подбирать диагностику обследования в соответствии с речевым диагнозом.

 
 
Владеть:
 
навыком исследовательской деятельности в проведении мониторинга по изучению планируемых результатов обучения детей с речевыми нарушениями;

 
 
 
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
Структурные элементы педагогического  исследования

 
 
Уметь:
 
Определять направления исследовательской деятельности.

 
 
Владеть:
 
навыками организации и проведении диагностики

 
 
 
3.1
Знать:
формы просветительской работы с населением, родителями, персоналом общеобразовательных и специальных детских учреждений;

методологию педагогических исследований проблем звукопроизношения и коммуникативной функции речи;

базовые понятия в области абилитации, адаптации, коррекции и компенсации лиц с нарушениями звукопроизношения и грамматического строя речи;

основные закономерности речевого развития   ребенка, психологические параметры дизонтогенеза;

теоретические основы коррекции и компенсации нарушенного звукопроизношения и грамматического строя речи, социально-психологической адаптации и реабилитации ребенка с нарушением коммуникативной функции речи;

иметь представления о сложной структуре дефекта, его проявлениях, причинах возникновения, влиянии дефекта на психическую деятельность ребенка

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.2
Уметь:
оказывать консультативную помощь семьям и педагогам по вопросам учета психологических особенностей детей с нарушением коммуникативной функции речи в процессе их воспитания и обучения;

создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду, обеспечивающую полноценную коррекционно – логопедическую помощь детям с речевыми нарушениями;

анализировать и объяснять связь специальной педагогики с общей и дошкольной педагогикой, связь специальной педагогики с отраслями медицинских, психологических и лингвистических знаний;

определять психологические особенности детей с речевыми нарушениями;

формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи;

составлять карту наблюдения за ребенком нарушением коммуникативной функции речи.

 
3.3
Владеть:
способностью обеспечения психологического сопровождения детей данной категории в образовательном процессе;

способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны;

практическими умениями и навыками общения и взаимодействия с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья;

способностью проведения квалифицированного диагностического обследования с целью выявления состояния у детей различного возраста.

Приобрести опыт деятельности:

формирования и развития экспрессивной и импрессивной речи и оценки статуса речевого развития ребенка с ОНР, ФФН, нарушениями письменной речи;

выбора и применения коррекционно – образовательных программ для преодоления ОНР, ФФН, нарушений письменной речи на основе индивидуально – дифференцированного подхода к лицам с речевыми нарушениями;

организации коррекционно – образовательной среды логопедического кабинета и использования подготовленных дидактических пособий для преодоления  ОНР, ФФН, нарушений письменной речи;

планирования корекционно – логопедической работы по развитию речевых навыков у детей с ОНР, ФФН, нарушениями письменной речи;

обследования ребенка с ОНР, ФФН   и определение степени  нарушений   речи;

составления схемы обследования и проведения мониторинга по выявлению речевых достижений у детей с различными речевыми нарушениями;

исследований в области изучения   речевых нарушений.