МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи
к.филол.н., доцент, Ганиева А.М.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины - формирование профессиональных компетенций в области обучения изобразительной деятельности в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях V вида.
Задачи освоения дисциплины:
освоение обучающимися базовых профессиональных категорий в ИЗО-деятельности, основанных на теоретических и общеметодических положениях специальной (коррекционной) педагогики;
освоение обучающимися основных (базовых) технологий коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями развития в ИЗО-деятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
Курсовая работа по модулю 7
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
Противодействие терроризму и экстремизму
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
Логопедические технологии
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
Планирование логопедической работы
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Логопедия (Нарушения голоса)
Формы логопедической работы
Введение в логопедическую специальность
Физиология ВНД и сенсорных систем
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
Психология личности и профессиональное самоопределение
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие специалистов специального (дефектологического) образования
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
Онтогенез речевой деятельности
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
Коммуникативный практикум
Психолого-педагогический практикум
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
основные коррекционно-образовательные программы по ИЗО-деятельности, применяемые в обучении детьей с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей
реализовывать коррекционно-логопедические программы обучения по Изо-деятельности для детей с речевыми нарушениями
представлениями и знаниями о совершенствовании образовательных технологий по ИЗО-деятельности на современном этапе развития коррекционной педагогики
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности
основными методиками обучения ИЗО-деятельности с применением коррекционно-развивающей образовательной среды
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации с использованием ИЗО-деятельности
использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности
навыком выбора методической литературы по обучению ИЗО-деятельности
ПК-4: способен к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности
формы педагогического воздействия при обучении ИЗО
планировать и реализовывать учебную деятельность по ИЗО, способствующую коррекции и компенсации речевого дефекта у детей с ОВЗ
навыком выбора вида, формы, коррекционно-образовательной среды и технического оборудования для ведения образовательно-коррекционной деятельности по ИЗО
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
общие сведения о различных корекционно – образовательных программах, применяемых в работе с детьми с речевыми нарушениями
методологию педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации
принципы, научные направления, коррекционно-методические подходы к организации и проведению логопедической работы с детьми, имеющими разные формы речевой патологии
методологию педагогических исследований, проблемы речевого и физического развития ребенка с речевым нарушением, основные закономерности психического развития ребенка с речевыми нарушениями, психологические параметры дизонтогенеза
основные коррекционно-образовательные программы по ИЗО-деятельности, применяемые в обучении детьей с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей
основные педагогические подходы к обучению ИЗО-деятельности лиц с ограничеными возможностями здоровья
методические принципы коррекционно-образовательных программ по ИЗО-днятельности и особенности их применения в обучении детей с речевыми нарушениями с учетом принципа системности и дифференцированного подхода
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
педагогические подходы в формировании навыков ИЗО-деятельности у детей с речевыми нарушениями; основные методы обучения ИЗО-деятельности и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями
формы и систему организации обучения ИЗО-деятельности в образовательной организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
анализировать и выбирать наиболее эффективные коррекционно – образовательные программы с учетом личностно- ориентированного и индивидуально дифференцированного подходов к лицам с речевыми нарушениями
создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду
производить перспективное планирование индивидуальной и фронтальной работы с ребенком на основе учета структуры дефекта
разрабатывать планы-конспекты индивидуальных занятий с детьми
анализировать модели индивидуальных занятий
создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную среду для объективного исследования речевого развития ребенка
реализовывать коррекционно-логопедические программы обучения по Изо-деятельности для детей с речевыми нарушениями
выбирать и использовать исторический опыт коррекционного обучения ИЗО-деятельности, лиц с нарушениями в развитии, в том числе и речи
разрабатывать и реализовывать содержание занятий по ИЗО с учетом речевого дефекта у ребенка, нарушений личностного развития
подбирать дидактические материалы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе для детей с речевыми нарушениям с учетом их возрастных особенностей
организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия
практическими умениями и навыками эффективного использования образовательных программ в коррекционном процессе, а так же подбора наиболее экономного и эффективного пути обучения ребенка изобразительной деятельности
способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны
методикой отбора методических приемов и средств коррекции речи детей, обоснования выбора и систематизации этих средств, с точки зрения их методической целесообразности; методикой оценки результатов занятий, проводимых по разработанным моделям
способностью к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности
представлениями и знаниями о совершенствовании образовательных технологий по ИЗО-деятельности на современном этапе развития коррекционной педагогики
практическими умениями и навыками выбора программы коррекционно-обучающего воздействия по ИЗО-деятельности для профилактики и преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ
навыками применения различных обучающих технологий ИЗО-деятельности в коррекционном обучении детей с нарушениями речи
основными методиками обучения ИЗО-деятельности с применением коррекционно-развивающей образовательной среды
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам; различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат