2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Специальная методика преподавания изобразительной деятельности_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
Форма обучения
заочная
Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Ганиева А.М.
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Лабораторные
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
54
54
54
54
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
стр. 2
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формирование профессиональных компетенций в области обучения  изобразительной деятельности в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях V вида.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
освоение обучающимися базовых профессиональных категорий в ИЗО-деятельности, основанных на теоретических и общеметодических положениях специальной (коррекционной) педагогики;
1.4
освоение обучающимися основных (базовых) технологий коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями развития в ИЗО-деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
2.1.2
Общая педагогика
2.1.3
Специальная педагогика
2.1.4
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
2.1.5
Курсовая работа по модулю 7
2.1.6
Логопедия (Алалия)
2.1.7
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.1.8
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.1.9
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.1.10
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.1.11
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
2.1.12
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.13
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.1.14
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.1.15
Противодействие терроризму и экстремизму
2.1.16
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
2.1.17
Логопедическая ритмика
2.1.18
Логопедические технологии
2.1.19
Логопедия (Ринолалия)
2.1.20
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.1.21
Планирование логопедической работы
2.1.22
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.1.23
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.24
Логопедия (Дизартрия)
2.1.25
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.26
Формы логопедической работы
2.1.27
Введение в логопедическую специальность
2.1.28
Логопедия (Дислалия)
2.1.29
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.30
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.1.31
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.1.32
Речевые игры
2.1.33
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие специалистов специального (дефектологического) образования
2.1.34
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.1.35
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.1.36
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.1.37
Онтогенез речевой деятельности
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.1.38
Коммуникативный практикум
2.1.39
Психолого-педагогический практикум
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
основные коррекционно-образовательные программы по ИЗО-деятельности, применяемые в обучении детьей с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей
 
 
Уметь:
 
реализовывать коррекционно-логопедические программы обучения по Изо-деятельности для детей с речевыми нарушениями    
 
 
Владеть:
 
представлениями и знаниями о совершенствовании образовательных технологий по ИЗО-деятельности на современном этапе развития  коррекционной педагогики
 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса   
 
 
Уметь:
 
обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности
 
 
Владеть:
 
основными методиками обучения ИЗО-деятельности с применением коррекционно-развивающей образовательной среды
 
 
 
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации с использованием ИЗО-деятельности
 
 
Уметь:
 
использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности
 
 
Владеть:
 
навыком выбора методической литературы по обучению ИЗО-деятельности
 
 
 
ПК-4: способен к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности
 
Знать:
 
формы педагогического воздействия при обучении ИЗО
 
 
Уметь:
 
планировать и реализовывать учебную деятельность по ИЗО, способствующую коррекции и компенсации речевого дефекта у детей с ОВЗ
 
 
Владеть:
 
навыком выбора  вида, формы, коррекционно-образовательной среды и технического оборудования для ведения образовательно-коррекционной деятельности по ИЗО
 
 
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.1
Знать:
общие сведения о различных корекционно – образовательных программах, применяемых в работе с детьми с речевыми нарушениями

методологию педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации  

принципы, научные направления, коррекционно-методические подходы к организации и проведению логопедической работы с детьми, имеющими разные формы речевой патологии

методологию педагогических исследований, проблемы речевого и физического развития ребенка с речевым нарушением, основные закономерности психического развития ребенка с речевыми нарушениями, психологические параметры дизонтогенеза

основные коррекционно-образовательные программы по ИЗО-деятельности, применяемые в обучении детьей с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей

основные педагогические подходы к обучению ИЗО-деятельности лиц с ограничеными возможностями здоровья

методические принципы коррекционно-образовательных программ по ИЗО-днятельности и особенности их применения в обучении детей с речевыми нарушениями с учетом  принципа системности и дифференцированного подхода

основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

педагогические подходы в формировании навыков ИЗО-деятельности у детей с речевыми нарушениями; основные методы обучения ИЗО-деятельности  и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями

формы и систему организации обучения ИЗО-деятельности в образовательной организации

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
анализировать и выбирать наиболее эффективные коррекционно – образовательные программы с учетом личностно- ориентированного и индивидуально дифференцированного подходов к лицам с речевыми нарушениями

создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду

производить перспективное планирование индивидуальной и фронтальной работы с ребенком на основе учета структуры дефекта

разрабатывать планы-конспекты индивидуальных занятий с детьми

анализировать модели индивидуальных занятий

создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную   среду для объективного исследования речевого развития ребенка

реализовывать коррекционно-логопедические программы обучения по Изо-деятельности для детей с речевыми нарушениями

выбирать и использовать исторический опыт коррекционного обучения ИЗО-деятельности, лиц с нарушениями в развитии, в том числе и речи

разрабатывать и реализовывать содержание занятий по ИЗО с учетом речевого дефекта у ребенка, нарушений личностного развития

подбирать дидактические материалы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе для детей с речевыми нарушениям с учетом их возрастных особенностей

организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия                     

 
3.3
Владеть:
практическими умениями и навыками эффективного использования образовательных программ в коррекционном процессе, а так же подбора наиболее экономного и эффективного пути обучения ребенка изобразительной деятельности

способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны

методикой отбора методических приемов и средств коррекции речи детей, обоснования выбора и систематизации этих средств, с точки зрения их методической целесообразности; методикой оценки результатов занятий, проводимых по разработанным моделям

способностью к организации, совершенствованию  и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности

представлениями и знаниями о совершенствовании образовательных технологий по ИЗО-деятельности на современном этапе развития  коррекционной педагогики

практическими умениями и навыками выбора программы коррекционно-обучающего воздействия по ИЗО-деятельности для профилактики и преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ

навыками применения различных обучающих технологий ИЗО-деятельности в коррекционном обучении детей с нарушениями речи

основными методиками обучения ИЗО-деятельности с применением коррекционно-развивающей образовательной среды

опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам; различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды

опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат