МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Онтогенез речевой деятельности
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи
канд филол.наук, доцент, Ганиева Альбина Мавлетовна
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся знаний о возможных стратегиях овладения ребенком системой родного языка и способами осуществления речевой деятельности.
Задачи освоения дисциплины:
формирование представлений о понятийном аппарате логопедии
формирование представлений об онтогенезе речевой деятельности, с систематикой нарушений развития
ознакомление с основными нормативно-правовыми документами, которыми руководствуется в своей деятельности логопед.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Теории обучения и воспитания
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
Возрастная физиология и психофизиология
Литература с основами литературоведения
Логопедия (Нарушения голоса)
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
Формы логопедической работы
Логопедия (Введение в логопедию)
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Физиология ВНД и сенсорных систем
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
Курсовая работа по модулю 7
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
Психология личности и профессиональное самоопределение
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
Специальная методика развития речи дошкольников
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
Производственная практика научно-исследовательская работа
Производственная преддипломная практика
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
Специальная методика преподавания математики
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
Психология личности и профессиональное самоопределение
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
Модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации.
Использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности
Навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
Основы психолого-педагогической и нозологической классификации речевых нарушений; этиологию и патогенез речевых нарушений; схему нормального речевого развития и физических навыков.
Применять знания для описания основных характеристик речевых нарушений у детей с ОВЗ
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
Навыками анализа основных характеристик речевых нарушений
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
Виды речевых нарушений в соответствии с классификацией.
Способы обучения, формы организации всей системы обучения, учебной деятельности детей, организации текущей работы обучаемых групп
Основные программы, применяемые для обучения детей с речевыми нарушениями.
Определять направления исследовательской деятельности.
Навыком применения различных методов исследования в логопедической практике.
Навыком проведения исследовательской деятельности на основе дефектологических, педагогических, психологических знаний
Навыком исследовательской деятельности в области исследования речевых нарушений.
Особенности использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
Требования к планированию коррекционно-развивающей деятельности;
Методологию исследования состояния речи детей на основе системного и комплексного подхода, с учетом этиологии и механизмов речевого нарушения;
Способы обучения, формы организации всей системы обучения, учебной деятельности детей, организации текущей работы обучаемых групп;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия;
Составлять все виды планов (годовой, перспективный, календарный, индивидуальный), конспекты занятий, применяемые в коррекционно-логопедическом воздействии;
Оценивать уровень владения компонентами речевой системы с учетом дифференцированного и личностного подхода, возрастных особенностей детей с ОВЗ;
Производить речевое заключение по результатам дифференцированного комплексного системного исследования состояния речевой функции детей с ОВЗ и в том числе детей с нарушениями речи;
Опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат;
Навыком самостоятельного планирования образовательного процесса с учетом системы речевого нарушения в перспективе на год, месяц, день;
Приемами проведения различных видов исследований с учетом принципов комплексной психолого-педагогической диагностики;
Проводить исследовательскую деятельность на основе дефектологических, педагогических, психологических знаний;