2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Онтогенез речевой деятельности_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Онтогенез речевой деятельности
Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
Форма обучения
заочная
Программу составил(и):
канд филол.наук, доцент, Ганиева Альбина Мавлетовна
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
119
119
119
119
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
стр. 2
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся знаний о возможных стратегиях овладения ребенком системой родного языка и способами осуществления речевой деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование представлений о понятийном аппарате логопедии
1.4
формирование представлений об онтогенезе речевой деятельности, с систематикой нарушений развития
1.5
ознакомление с основными нормативно-правовыми документами, которыми руководствуется в своей деятельности логопед.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Невропатология
2.1.2
Общая психология
2.1.3
Теории обучения и воспитания
2.1.4
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.5
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.6
Литература с основами литературоведения
2.1.7
Общая педагогика
2.1.8
Современный русский язык
2.1.9
Специальная педагогика
2.1.10
Логопедия (Дизартрия)
2.1.11
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.12
Логопсихология
2.1.13
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
2.1.14
Основы языкознания
2.1.15
Техника речи
2.1.16
Формы логопедической работы
2.1.17
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.18
Логопедия (Дислалия)
2.1.19
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.20
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.21
Основы языкознания
2.1.22
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.23
Логопсихология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
2.2.2
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.3
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
2.2.4
Курсовая работа по модулю 7
2.2.5
Логопедия (Алалия)
2.2.6
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.7
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.2.8
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.2.9
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.10
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.11
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.12
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.13
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.14
Психология личности и профессиональное самоопределение
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.15
Речевые игры
2.2.16
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.17
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.18
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
2.2.19
Специальная методика развития речи дошкольников
2.2.20
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
2.2.21
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.22
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.23
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.24
Производственная преддипломная практика
2.2.25
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.26
Специальная методика преподавания математики
2.2.27
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.28
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
2.2.29
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.30
Речевые игры
2.2.31
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.32
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
 
 
Уметь:
 
обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности
 
 
Владеть:
 
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды
 
 
 
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации.

 
 
Уметь:
 
Использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности

 
 
Владеть:
 
Навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения

 
 
 
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
 
Знать:
 
Основы психолого-педагогической и нозологической классификации речевых нарушений; этиологию и патогенез речевых нарушений; схему нормального речевого развития и физических навыков.

 
 
Уметь:
 
Применять знания для описания основных характеристик речевых нарушений у детей с ОВЗ

 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 

 
 
Владеть:
 
Навыками анализа основных характеристик речевых нарушений

 
 
 
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
Виды речевых нарушений в соответствии с классификацией.

Способы обучения, формы организации всей системы обучения, учебной деятельности детей, организации текущей работы обучаемых групп

Основные программы, применяемые для обучения детей с речевыми нарушениями.

 
 
Уметь:
 
Определять направления исследовательской деятельности.

 
 
Владеть:
 
Навыком применения различных методов исследования в логопедической практике.

Навыком проведения  исследовательской деятельности  на основе дефектологических, педагогических, психологических  знаний

Навыком исследовательской деятельности в области исследования речевых нарушений.

 
 
 
3.1
Знать:
Особенности  использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

Требования к планированию коррекционно-развивающей деятельности;

Методологию исследования состояния речи детей на основе системного и комплексного подхода, с учетом этиологии и механизмов речевого нарушения;

Способы обучения, формы организации всей системы обучения, учебной деятельности детей, организации текущей работы обучаемых групп;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
Организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия;

Составлять все виды планов (годовой, перспективный, календарный, индивидуальный), конспекты занятий, применяемые в коррекционно-логопедическом воздействии;

Оценивать уровень владения компонентами речевой системы с учетом дифференцированного и личностного подхода, возрастных особенностей детей с ОВЗ;

Производить речевое заключение по результатам дифференцированного комплексного системного исследования состояния речевой функции детей с ОВЗ и в том числе детей с нарушениями речи;

 
3.3
Владеть:
Опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат;

Навыком самостоятельного планирования образовательного процесса с учетом системы речевого нарушения в перспективе на год, месяц, день;

Приемами проведения различных видов исследований с учетом принципов комплексной психолого-педагогической диагностики;

Проводить исследовательскую деятельность на основе дефектологических, педагогических, психологических знаний;