МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи
к.филол.н., доцент, Ганиева А.М.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины - освоение теоретических вопросов и практических методов педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с нарушениями речи и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность.
Задачи освоения дисциплины:
сформировать теоретические знания в области функциональных возможностей искусства, которые являются основой его эффективного использования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗрасширить имеющийся личностный практический опыт будущего специалиста в области искусства, владения арттехнологиями для работы с детьми с нарушениями речи;
развить практические умения индивидуальной и групповой работы с детьми средствами арттехнологий в системе комплексной психолого-педагогической помощи.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
Курсовая работа по модулю 7
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
Психология личности и профессиональное самоопределение
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
Логопедические технологии
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
Онтогенез речевой деятельности
Планирование логопедической работы
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
Логопедия (Нарушения голоса)
Формы логопедической работы
Физиология ВНД и сенсорных систем
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
Онтогенез речевой деятельности
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
Психология личности и профессиональное самоопределение
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
основные направления логопедического воздействия, применяемые в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей;
реализовывать коррекционно- логопедические программы обучения детей с речевыми нарушениями
Представлениями и знаниями о совершенствовании логопедических технологий на современном этапе развития коррекционной педагогики
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
Модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации.
Использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности
Навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения.
Основные направления логопедического воздействия, применяемые в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей;
Формы логопедического воздействия и особенности коррекционно-образовательных программ
Содержание коррекционно-образовательных программ и особенности их применения в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями с учетом принципа системности и дифференцированного подхода
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса Педагогические подходы в формировании речевых навыков у детей с речевыми нарушениями; основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями
Формы и систему организации логопедического воздействия в образовательной организации;
Модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации.
Требования к планированию коррекционно-развивающей деятельности
Виды планов и программ логопедического воздействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
реализовывать коррекционно- логопедические программы обучения детей с речевыми нарушениями
Выбирать и использовать исторический опыт коррекционного обучения, лиц с нарушениями в развитии, в том числе и речи
разрабатывать и реализовывать содержание логопедических занятий с учетом речевого дефекта у ребенка, нарушений личностного развития.
обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности;
Подбирать дидактические материалы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе для детей с речевыми нарушениям с учетом их возрастных особенностей.
Организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия.
Использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности.
Соотносить нормативные требования с уровнем речевого нарушения и индивидуальными возможностями ребенка.
Составлять все виды планов (годовой, перспективный, календарный, индивидуальный), конспекты занятий, применяемые в коррекционно- логопедическом воздействии.
Представлениями и знаниями о совершенствовании логопедических технологий на современном этапе развития коррекционной педагогики
Практическими умениями и навыками выбора программы коррекционно-логопедического воздействия для профилактики и преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ
Навыками применения различных логопедических технологий в коррекционном обучении детей с нарушениями речи
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды
Опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам;
различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды
Опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат;
Навыком организации рабочего места логопеда, подбора дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах.
Навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения.
Способами планирования, организации, координации и контроля педагогического процесса.
Навыком самостоятельного планирования образовательного процесса с учетом системы речевого нарушения в перспективе на год, месяц, день.