2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
Форма обучения
заочная
Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Ганиева А.М.
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
56
56
56
56
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
стр. 2
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - освоение теоретических вопросов и практических методов педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с нарушениями речи и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать теоретические знания в области функциональных возможностей искусства, которые являются основой его эффективного использования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗрасширить имеющийся личностный практический опыт будущего специалиста в области искусства, владения арттехнологиями для работы с детьми с нарушениями речи;
1.4
развить практические умения индивидуальной и групповой работы с детьми средствами арттехнологий в системе комплексной психолого-педагогической помощи.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
2.1.2
Специальная педагогика
2.1.3
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
2.1.4
Курсовая работа по модулю 7
2.1.5
Логопедия (Алалия)
2.1.6
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.1.7
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.1.8
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.1.9
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.1.10
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
2.1.11
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.12
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.1.13
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.1.14
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.1.15
Речевые игры
2.1.16
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.1.17
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.1.18
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
2.1.19
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.1.20
Логопедическая ритмика
2.1.21
Логопедические технологии
2.1.22
Логопедия (Ринолалия)
2.1.23
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.1.24
Онтогенез речевой деятельности
2.1.25
Планирование логопедической работы
2.1.26
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.1.27
Логопедия (Дизартрия)
2.1.28
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.29
Формы логопедической работы
2.1.30
Логопедия (Дислалия)
2.1.31
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.32
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.1.33
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.1.34
Онтогенез речевой деятельности
2.1.35
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.1.36
Речевые игры
2.1.37
Психология личности и профессиональное самоопределение
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.1.38
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
основные направления логопедического воздействия,   применяемые в  коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей; 
 
 
Уметь:
 
реализовывать коррекционно- логопедические   программы обучения детей с речевыми нарушениями
 
 
Владеть:
 
Представлениями и знаниями о совершенствовании логопедических технологий на современном этапе развития  коррекционной педагогики
 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса  
 
 
Уметь:
 
обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности
 
 
Владеть:
 
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды
 
 
 
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации.
 
 
Уметь:
 
Использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности 
 
 
Владеть:
 
Навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения.
 
 
 
3.1
Знать:
Основные направления логопедического воздействия,   применяемые в  коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей;

Формы логопедического воздействия и  особенности коррекционно-образовательных программ

Содержание коррекционно-образовательных программ и особенности их применения в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями с учетом  принципа системности и дифференцированного подхода

Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса   Педагогические подходы в формировании речевых навыков у детей с речевыми нарушениями; основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями

Формы и систему организации логопедического воздействия в образовательной организации;

Модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации.

Требования к планированию коррекционно-развивающей деятельности

Виды планов и программ логопедического воздействия

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.2
Уметь:
реализовывать коррекционно- логопедические   программы обучения детей с речевыми нарушениями

Выбирать и использовать исторический опыт коррекционного обучения, лиц с нарушениями в развитии, в том числе и речи

разрабатывать и реализовывать содержание логопедических занятий с учетом речевого дефекта у ребенка, нарушений личностного развития.

обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности;

Подбирать дидактические материалы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе для детей с речевыми нарушениям с учетом их возрастных особенностей.

Организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия.  

Использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности.  

Соотносить нормативные требования с уровнем речевого нарушения и индивидуальными возможностями ребенка.

Составлять все виды планов (годовой, перспективный, календарный, индивидуальный), конспекты занятий, применяемые в коррекционно- логопедическом воздействии.

 
3.3
Владеть:

Представлениями и знаниями о совершенствовании логопедических технологий на современном этапе развития  коррекционной педагогики

Практическими умениями и навыками выбора программы коррекционно-логопедического воздействия для профилактики и преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ

Навыками применения различных логопедических технологий в коррекционном обучении детей с нарушениями речи

Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды

Опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам;

различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды

Опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат;

Навыком организации рабочего места логопеда, подбора   дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах.

Навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения.

Способами планирования, организации, координации и контроля педагогического процесса.

Навыком самостоятельного планирования образовательного процесса с учетом системы речевого нарушения в перспективе на год, месяц, день.