2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
Форма обучения
заочная
Программу составил(и):
канд.филол.наук, доц., Ганиева Альбина Мавлетовна
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
56
56
56
56
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
стр. 2
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся представлений по профилактике и преодолению нарушений письменной речи у школьников.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
Ознакомление обучающихся с историческими аспектами развития нарушений письменной речи (дисграфии).
1.4
Формирование у обучающихся представлений об этиологии, механизмах, структуре и симптоматике дисграфии, ее систематизации.
1.5
Овладение обучающимися теоретическими знаниями и практическими навыками диагностического исследования дисграфии, а также анализа результатов диагностики.
1.6
Формирование у обучающихся представлений об организации логопедической работы в  образовательных учреждениях;
1.7
Формирование у обучающихся представления о способах профилактики нарушений письменной речи у школьников.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Клиника интеллектуальных нарушений
2.1.2
Курсовая работа по модулю 6
2.1.3
Логопедическая ритмика
2.1.4
Логопедические технологии
2.1.5
Логопедия (Ринолалия)
2.1.6
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.1.7
Онтогенез речевой деятельности
2.1.8
Планирование логопедической работы
2.1.9
Профессиональная этика в коррекционно-педагогической деятельности
2.1.10
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.1.11
Психопатология
2.1.12
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.13
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
2.1.14
Возрастная психология
2.1.15
Логопедия (Дизартрия)
2.1.16
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.17
Логопсихология
2.1.18
Невропатология
2.1.19
Общая психология
2.1.20
Основы речевой культуры дефектолога
2.1.21
Социальная психология
2.1.22
Специальная психология
2.1.23
Теории обучения и воспитания
2.1.24
Формы логопедической работы
2.1.25
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.26
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.27
Литература с основами литературоведения
2.1.28
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.29
Логопедия (Дислалия)
2.1.30
Общая педагогика
2.1.31
Психолого-педагогический практикум
2.1.32
Современный русский язык
2.1.33
Социальная педагогика
2.1.34
Специальная педагогика
2.1.35
Физиология ВНД и сенсорных систем
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.1.36
Онтогенез речевой деятельности
2.1.37
Логопсихология
2.1.38
Психолого-педагогический практикум
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
2.2.2
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.3
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.4
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.5
Производственная преддипломная практика
2.2.6
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.7
Специальная методика преподавания математики
2.2.8
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ

 
 
Уметь:
 
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии

 
 
Владеть:
 
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ

 
 
 
ОПК-4: готов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ

 
 
Уметь:
 
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам

 
 
Владеть:
 
Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей.

 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

 
 
Уметь:
 
Обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности

 
 
Владеть:
 
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды

 
 
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.1
Знать:
Принципы осуществления  образовательно-коррекционного  процесса с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся

Особенности осуществления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья

Содержание организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.2
Уметь:
Определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса;

Определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса;

Организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия.

 
3.3
Владеть:
Навыками разработки программ коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ;

Навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик параметров образовательной среды;

Навыком организации рабочего места логопеда, подбора   дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах.