МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля)
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи
канд.филол.наук, доц., Ганиева Альбина Мавлетовна
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся представлений по профилактике и преодолению нарушений письменной речи у школьников.
Задачи освоения дисциплины:
Ознакомление обучающихся с историческими аспектами развития нарушений письменной речи (дисграфии).
Формирование у обучающихся представлений об этиологии, механизмах, структуре и симптоматике дисграфии, ее систематизации.
Овладение обучающимися теоретическими знаниями и практическими навыками диагностического исследования дисграфии, а также анализа результатов диагностики.
Формирование у обучающихся представлений об организации логопедической работы в образовательных учреждениях;
Формирование у обучающихся представления о способах профилактики нарушений письменной речи у школьников.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Клиника интеллектуальных нарушений
Курсовая работа по модулю 6
Логопедические технологии
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
Онтогенез речевой деятельности
Планирование логопедической работы
Профессиональная этика в коррекционно-педагогической деятельности
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
Логопедия (Нарушения голоса)
Основы речевой культуры дефектолога
Теории обучения и воспитания
Формы логопедической работы
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
Возрастная физиология и психофизиология
Литература с основами литературоведения
Логопедия (Введение в логопедию)
Психолого-педагогический практикум
Физиология ВНД и сенсорных систем
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
Онтогенез речевой деятельности
Психолого-педагогический практикум
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
Производственная преддипломная практика
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
Специальная методика преподавания математики
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ
ОПК-4: готов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам
Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей.
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
Обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
Принципы осуществления образовательно-коррекционного процесса с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
Особенности осуществления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
Содержание организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса;
Определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса;
Организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия.
Навыками разработки программ коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ;
Навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик параметров образовательной среды;
Навыком организации рабочего места логопеда, подбора дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах.